Стенограмма пресс-конференции в “МК”

руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Александровича Болотова

1 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 216

30 августа 2006 г., 11.00



Ведущий — Сергей Рогожкин — руководитель пресс-центра “МК”.


Рогожкин: Дорогие друзья, мы приветствуем вас в пресс-центре “Московского комсомольца”. Представляю вам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Александровича Болотова.

Болотов: Добрый день. Тема была объявлена заранее — это единый государственный экзамен и пресса уже писала о том, что правительство в августе внесло законопроект по введению ЕГЭ в Госдуму, представлять законопроект в Думе будет министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко. Коротко по итогам этого года. Провели более двух тысяч экзаменов в рамках ЕГЭ. Около двух тысяч вузов принимали результаты единого экзамена в этом году. Сейчас поступают заявки на проведение единого экзамена в будущем году. За списками пока четыре субъекта РФ. Чеченская республика прислала отказ от участия в едином экзамен в этом году, хотя учителя республики работают и готовятся к введению единого экзамена. И они собираются его вводить в 2008 году. Не ответили пока нам Нижегородская область, Приморский край и Орловская область. Они попросили у нас тайм-аут для принятия окончательного решения по участию в едином экзамене в 2007 году. Напомню, что в законопроекте срок введения в штатный режим — 2009 год. Из особенностей этого года я бы отметил, что мы отменили в этом году около десяти пунктов проведения единого экзамена, где он проходил, результаты были аннулированы и детям пришлось сдавать в резервные дни эти экзамены. Причина отмена простая — были показаны результаты выше среднестатистических по региону и по РФ и никаких разумных комментариев почему результаты выше приведено не было. Пожалуй, по единому экзамену все, что я хотел сказать.

Сейчас в это время во всех регионах России проходит так называемые августовские чтения, августовские педсоветы и т.д. Министр образования Фурсенко сейчас в Дальневосточном федеральном округе как раз принимает участие в этих августовских чтениях. И уже были репортажи по этому поводу. Я на прошлой неделе вернулся из Карачаево-Черкессии, где тоже проходили августовские чтения. Две темы: готовность системы к новому учебному году и ход реализации национальных проектов в области образования. Сразу хочу сказать, что в настоящий момент подавляющее большинство школ готово к началу учебного года. По данным субъектов Федерации: все дети начнут 1 сентября занятия. Некоторые, к сожалению, не в своих школах. Завершаются последние пусконаладочные работы, либо работы по пожаробезопасности и санитарным нормам. Но все дети начнут свои учебные занятия. Национальные проекты на самом деле вызывают большой резонанс в системе образования. Во-первых, это внимание властей, это внимание общества к системе образования. Скажем откровенно, не избалованного вниманием. У нас больше господа журналисты пишут о каких-то ЧП в системе образования, позитивное не часто попадает. А опыт лучших школ, опыт лучших учителей стал достойным сюжетом для журналистов, для СМИ и пошла позитивная информация по состоянию системы образования. 99 процентов школ готовы.

Вопрос журналиста: Не могли бы вы охарактеризовать национальную систему образования? Чем отличаются проблемы провинциальных школ от столичных?

Болотов: Национальная система образования Российской Федерации одна из сильных систем образования в мире. У нас есть свои достоинства, свои недостатки. Характеризовать… на самом деле это слишком общий вопрос. Что касается проблем провинциальных и столичных школ, я бы не стал так делить. В составе наших всероссийских международных команд (олимпиады по математике, физике, химии и т.д.) выпускники не только школ Москвы и Санкт-Петербурга. Я бы даже сказал больше, не столько школ Москвы и Санкт-Петербурга, сколько провинциальных школ России. Результат единого экзамена во многих провинциальных школах на порядок лучшем, чем в столичных школах. А если говорить про столичные школы, то они очень разные. Даже в столице нельзя сказать, что школы на одном уровне. Есть школы-звезды, а есть, извините, которые уступают очень многим хорошим провинциальным школах. Есть школы хорошие, которые есть везде, и есть школы плохие.

Вопрос журналиста: Виктор Александрович, что нового ждет систему образования ?

Болотов: Таких сверхновшеств, которые уже были объявлены в этом году, пожалуй, нет. Остановлюсь на двух моментах, которые важны. Сейчас будет оказана поддержка субъектам Федерации, которые реализуют комплексные проекты модернизации, особенно в части введения новой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования. Темы не новые, они были и в этом, и в прошлом году. В этом году те регионы, которые активно работали в этом направлении, они будут получать целевую поддержку из федерального бюджета. И второе — готовим национальный проект по поддержке начального и среднего профессионального образования. Вы знаете, лучшие вузы уже получили свои деньги, лучшие школы получили свои деньги. Теперь мы хотим распространить эту практику на систему начального и среднего профессионального образования. И там главную роль будут играть, в оценке этих учебных заведений, работодатели, которые, не секрет, часто критикуют нашу систему начального и среднего профессионального образования. Мы хотим выделить лучшие ПТУ и техникумы, чтобы их опыт уже потом распространить на всю Россию.

Вопрос журналиста: Появилась информация, что с 1 сентября в четырех регионах будет введен обязательный предмет — основы православной культуры. И сейчас получится уже больше 15 регионов, в которых есть этот предмет. Как вы к этому относитесь и не считаете ли вы это нарушением Конституции и прав, в частности, не православных школьников?

Болотов: Позиция Министерства образования и науки по этому поводу известна. Россия — светское государство, школа у нас — светская. Курс — основы православной культуры может быть на факультативной основе для желающих детей и родителей введен в наших школах. Такая практика есть и уже не один год. Что касается обязательного изучения основ православной культуры всеми, то наша точка зрения: нужно изучать в обязательном порядке истории всех конфессий, которые представлены в России. Историю и культуру религии России мы должны изучать в наших школах России. Соответствующая работа ведется Министерством образования и науки.

Вопрос журналиста: Вот вы сказали о поддержке начального и среднего профессионального образования. Немножко подробнее об этом, как это будет выглядеть на практике?

Болотов: Рано пока об этом говорить. Я думаю, что в конце сентября, начале октября Министерство образования специально соберет конференцию по этому поводу. Потому что сейчас идет уточнение последних позиций. Пока понятно, что будет определяющим фактором в отборе мнение работодателей.

Вопрос журналиста: Турникетная система пропуска в школах- насколько она оправдана?

Болотов: Вы знаете, тотальные решения на всю Россию всегда бессмысленны. Если маленькая школа, в которой 12-15 человек, зачем там турникеты. Они все знают друг друга в лицо, нет необходимости. Что касается больших школ в мегаполисах, то там эта система вполне оправдана. Ведь не секрет, часто в школе появляются посторонние люди, после этого происходят определенные неприятности для школы. Поэтому пропускная система в школе в крупных мегаполисах, там, где это оправдано, чтобы не было посторонних людей в школе, она будет вводиться.

Вопрос журналиста: Виктор Александрович, грустная дата наступает — годовщина трагедии в Беслане. С этой точки зрения, как оценивают руководящие органы образования, в т.ч. ваша служба, результаты той работы, которая за этот период активно проводилась.

Болотов: Конечно, трагедия жуткая и до сих пор боль не прошла. В Беслане до сих пор по этому поводу очень не простые настроения и у школьников, и тем более у родителей, чьи дети погибли. Республика много уделяла внимания вопросу реабилитации. Федеральное правительство тоже вкладывало большие деньги в строительство школ. Построили новые школы, сейчас большое внимание уделяется вопросам трудоустройства ребят и т.д. Работа продолжается. Продолжается и по линии образования делается все возможное и на республиканском, и на федеральном уровне.

Вопрос журналиста: Я имел в виду не только Беслан, а вообще по стране Некоторое время назад в “МК” был зам. руководителя Департамента образования правительства Москвы и он как раз по вопросам безопасности говорил. Я имел в виду работу в других школах. Какая ситуация на сегодня? Отслеживается она или нет?

Болотов: Отслеживается. Тревожные кнопки, видеонаблюдение, затруднение доступа в школы, те же турникеты, те же проходы, те же ворота, те же бетонные сооружения, которые не позволяют на скорости попасть в школу и т.д. Работа ведется во всех городах. Но я еще раз подчеркну, речь идет не только про терроризм, речь идет и про хулиганство обычное, и про наркотики т.д. Мы хотим школу обезопасить от вредоносного влияния внешнего мира.

Вопрос журналиста: Можно ли сказать, сколько сейчас первоклассников сядут за парты? Больше, чем в прошлом? И сколько малокомплектных школ закрылось?

Болотов: Что касается закрытия малокомплектных школ в результате нормативного финансирования, постановка вопроса некорректна. Дело в том, что даже в Московской области есть школы, в которых два ребенка учится и никогда никакого нормативного финансирования в этой школе не будет. Содержание этой школы будет идти по факту. Сколько она проедает, столько эта школа должна получать денег. А закрытие сельских школ большей частью связано с демографией, просто нет детей. Давайте смотреть на качество образования. Если один учитель ведет все предметы и учатся там два ребенка в 10-м, 11-м классе, то, может быть, не имеет смысла продолжать имитацию обучения в этой школе, а искать другие варианты. Потому что вы же понимаете, то, что ребенок получает в 10-м, 11-м классе, во многом определяет его жизнь, его ситуацию на последующую жизнь.

Что касается второй ступени — средней школы: 5-9-й класс — это один из не простых вопросов. Тут нет одного типового решения на всю Россию. Каждый раз нужно решать это вместе. Еще раз подчеркну, что решение по закрытию сельской школы необходимо принимать на сельском сходе. То есть родители должны поддержать этой решение. А власти, если они считают целесообразным закрыть, должны доказать родителям, что их детям будет лучше. Был я в Псковской области, в одном из районов, да, закрывали одну школу. Родители говорят: мы хотим, чтобы наши дети учились вот там. То есть родители уже даже выбрали школу, куда должны перейти дети. Родители начинают думать про будущее своих детей, которые учатся в школе, что с ними будет дальше. И на самом деле больше всего проблем, конечно, у учителей, которые работают в закрываемых школах. Их трудоустройство и т.д. Это самая большая проблема.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что все дети 1 сентября пойдут в школу, но не все дети пойдут в свою школу. По Москве есть данные, что 43 школы за неделю до начала учебного года не приняты. Для скольких детей по стране начало учебного года будет скомкано таким образом? Кто отвечает за то, что школы не готовы?

Болотов: Придите в эти московские школы, которые еще не готовы, сегодня, ради интереса, и увидите, что там люди работают. Работать будут и в субботу, и по ночам, в воскресенье. Будет открытие, будет торжественная линейка и т.д. Это все пройдет, это я вас уверяю, и все дети будут принимать участие. Но некоторые школы, да, 4 сентября начнут занятия по графику, т.е. с понедельника. Что касается числа детей, мы эту информацию получаем от регионов, но я еще раз повторю: во всех регионах ведется очень активная работа, для того, что бы не было скомканного начала учебного года. Цифры, я думаю, сколько детей не смогли приступить к нормальному режиму занятий, мы будем иметь к концу следующей недели. Что касается разбора полета и наказания людей, причастных к этому. Там очень разные причины. Одна из проблем школ, в т.ч. по Москве — это пожаробезопасность. Поэтому каждый случай срыва начала учебного года будет специально расследоваться и нами в том числе.

Вопрос журналиста: Очень переживают родители, у которых дети идут не в государственные вузы учиться. Есть ли на начало учебного года нарекания по каким-то негосударственным учебным вузам в Москве?

Болотов: К сожалению, не только в Москве. На самом деле на последней коллегии было вынесено около сорока предписаний вузам по устранению тех или иных недостатков. Есть проблемы в кадровом обеспечении, есть проблемы площадей, есть проблемы с учебной литературой. У нас остаются два судебных дела по отзыву лицензии. Напомню, что мы можем приостанавливать действие лицензии, а отзывать лицензию может только суд. Ну, а остальные вузы провели большую работу, я не скажу, что отличную, но готовы к началу учебного года.

Вопрос журналиста: Мы можем назвать эти два вуза?

Болотов: Пока решения суда не принято, я бы не хотел. Это не московские вузы.

Вопрос журналиста: А что ждет ребят, если отзовут лицензию, куда им деваться?

Болотов: Тут уже технология отработана. И мы этих ребят распределяем по высшим учебным заведениям данного субъекта Федерации.

Вопрос журналиста: Предполагается ди выдача денежных грантов за золотые медали?

Болотов: Про замену на денежные гранты я не слышал, чтобы на федеральном уровне такое обсуждалось. Хотя ряд субъектов Федерации дают губернаторские гранты ребятам, которые получают золотые медали. На федеральном уровне такого предложения нет. Второе — золотые медали останутся, потому что это знак усердия школьника. Льгота обязательная будет снята при поступлении в вузы. Вы сами понимаете, что с введением ЕГЭ, эти льготы становятся бессмысленными. Ребенок уже сдал все экзамены в школе выпускные. А ректорам будет дано право учитывались или не учитывать, давать какие-то преференции людям, которые имеют золотые медали. Но это будет право ректора, причем, может быть, на разные специальности. Грубо говоря, экономистам и юристам я не буду давать преференции, а тяжелая машиностроительная специальность - там будут давать преференции золотым медалистам, чтобы повысить качество контингента. Прорабатывается такая схема.

Вопрос журналиста: Есть ли какие-то эффективные методы борьбы на сегодня с нечистоплотными преподавателями?

Болотов: Системного характера на самом деле это не носит. Сообщений в СМИ по этому поводу было много. Но это проблема прокуратуры. Что касается Федеральной службы по надзору в сфере образования — мы готовы обрабатывать эти вопросы вместе с прокуратурой при наличии информации. Единственный способ борьбы с этим — это гражданская активность наших студентов. Если ты платишь и молчишь, ну что я могу сделать. Ведь ты выбрал такой путь. Сообщайте нам о поборах и мы будем разбираться. И сразу хочу сказать, все дела как раз возникали по инициативе студентов, которые не хотели таким образом получать зачеты и экзамены.

Вопрос журналиста: Сколько школ было открыто в этом году по России?

Болотов: Около 400 школ.

Вопрос журналиста: Мы два года назад подняли проблему о том, что студенты большинства негосударственных вузов не получают физического воспитания. По нашей информации, и сейчас большинство негосударственных вузов даже не имеют кафедр физического воспитания. Что в этом направлении делается?

Болотов: На самом деле мы проверяем наличие потенциала преподавателей при лицензировании и аккредитации высших учебных заведений раз в пять лет. Нештатных проверок, внезапных проверок мы сейчас по этому поводу делать не можем. Мы создаем постоянно действующие комиссии в субъектах Федерации, в которые входят органы управления образованием, представители совета ректоров и государственных и негосударственных вузов и сотрудники службы. И одно из поручений — это отслеживать ситуацию с проведением занятий по физической культуре в конкретных вузах. То есть эта работа ведется, но на самом деле скажем: не только не государственные, но и государственные вузы по этому поводу стараются перевести физкультуры в режим самостоятельных занятий студентов. Проблема в этом есть, я бы хотел сказать, что эта проблема тесно связана с проблемой здоровья студентов и обсуждать занятия спортом и физическую культуру нужно вместе. В этом ракурсе мы сейчас ведем работу.

Вопрос журналиста: Виктор Александрович, вы говорили, что льготы медалистам будут отменены. А победители Олимпиад в связи с введением ЕГЭ все равно смогут без экзаменов поступать?

Болотов: Безусловно. Более того, сегодня у нас поступают без экзаменов победители Всероссийской Олимпиады. На перспективу мы хотим добиться, чтобы в вузы региона поступали победители региональных олимпиад без экзаменов. То есть число победителей Олимпиад, которые будут поступать, минуя вступительные испытания, минуя ЕГЭ, будет расти. Мы также будет вводить не только Олимпиады, но и конкурсы. Вы знаете, что Бауманка ведет давно конкурс всероссийский “Шаг в будущее”. Победители конкурса тоже получать льготы при поступлении в вузы.

Вопрос журналиста: Когда отменят эти льготы медалистам?

Болотов: Для того, чтобы отменить льготы, нужно принять закон. Потому что сегодня льготы медалистам прописаны в законе “Об образовании”. Соответствующие поправки подготовлены в закон и обсуждаются, часть уже даже внесли.

Вопрос журналиста: Почему введение ЕГЭ в штатном режиме будет перенесено еще на год? Какие проблемы не решены?

Болотов: Я скажу откровенно. На самом деле доволен этим решением, поскольку мы сможем в пилотном режиме еще отрабатывать ряд вопросов, до конца не решенных. Мы получаем еще год для эксперимента, для отработки новых моделей.

Проблемы этого года. У нас есть две волны для поступающих в вуз. В ряде регионов детей начали аккуратненько снимать с первой волны, рекомендуя им пойти на вторую волну. То есть чего ты будешь в школе сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ, вот будешь поступать в вуз, вот там и будешь сдавать единый экзамен. Мотивация простая — некоторые учителя, некоторые директора школ не хотят попасть в черные списки, плохо готовящих к ЕГЭ. Есть второй сюжет. Репетиторы, которые очень активно работают в этом направлении и говорят: вот мы будем тебя еще две недели готовить к вступительным испытанием, поэтому ты лучше подготовишься к ЕГЭ в июле. И вот у нас вопрос, например, который нужно нормативно решить о том, что выпускные экзамены в форме ЕГЭ должны быть обязательны. Для этого мы должны провести соответствующую работу. В законопроекте так и написано: государственная итоговая аттестация, в основном, проходит в форме ЕГЭ. Второй момент, который у нас стоит при проведению в штатный режим — удаленные от местности Сибирь и Дальний Восток. Мы начали “пилот” с Ханты-Мансийском округом, с Хабаровским, Красноярским краем. Как там проводить единый экзамен? А родители хотят иметь шанс на то, чтобы их дети могли поступать в высшие учебные заведения. Это не простой вопрос, поэтому нам есть над чем работать. Вопрос информационной безопасности и вообще безопасности при проведении ЕГЭ. Мы многое сделали в этом направлении, но проблема остается. Например, для нас принципиально важным является участие гражданского общества в качестве общественных наблюдателей при проведении единого экзамена. Никакие карательные инспектора, силовые структуры не решат до конца проблему. Мы в Карачаево-Черкессии специально обсуждали, что нужно делать, чтобы повысить прозрачность и объективность проведения единого экзамена. И очевидно для нас - необходимо привлекать общественность. Для нас очень большой ресурс - вы, господа журналисты. Чем больше вы пишите про такие нарушения, тем проще работать. И для нас было бы очень важно, коллеги, если бы вы просто пошли общественными наблюдателями, не сделать там пару фотографий и два коротких интервью, а просидеть полдня от начала до конца в качестве общественного наблюдателя. Это было бы вам интересно, для того, чтобы потом дать материалы и нам было бы полезно, что мы получили бы от вас обратную связь. Как реально проходит, какие нарушения, где есть дырки, которые нужно заделывать. Поэтому, господа журналисты, Москва уже приняла решение об участии в ЕГЭ на будущий год. Я получил от г-жи Швецовой вчера по почте подтверждение участия Москвы, записывайтесь в общественные наблюдатели. Вы будете аккредитованы через Московский департамент образования для участия как общественные наблюдатели ЕГЭ. Там есть некоторые условия: в этой школе не должны быть ваши родственники. Второе условие: во время проведения ЕГЭ вы беретесь не мешать детям и не подсказывать им и т.д.

Вопрос журналиста: Сколько раз человек имеет право сдавать ЕГЭ?

Болотов: Да хоть каждый год. Что такое ЕГЭ? Это универсальный экзаменационный листок при поступлении. Сколько действует вступительный экзаменационный лист? Один год. Вот в этом году ты сдал экзамен, попробуй ты с этим экзаменационным листом через год прийти в тот же вуз и сказать: вот я в прошлом году сдал, набрал столько баллов, прими меня с ним. Извини, сдавай снова. Так же и единый экзамен. Каждый год ты можешь сдавать единый экзамен и никакой платности. Более того, в Санкт-Петербурге около трех тысяч человек - выпускники прошлых лет в этом году сдавали . Активно такая политика идет в Саха-Якутии, когда человек, кончив школу два-три года назад, или пришедший из армии, записывается сдавать единый экзамен в школьную волну в ближайшей школе, в ближайшем пункте проведения единого экзамена. И таких проблем у нас на сегодня пока нет.

Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, есть ли проблема нехватки молодых кадров в школах?

Болотов: Проблемы есть, проблема острая и больная — две базовых вещи нужно сделать. Это жилье для молодежи и второе — это зарплата. И в этом смысле работа ведется в каждом субъекте Федерации по привлечению молодежи. Ипотека сюда включается, сюда включаются займы, которые гасятся муниципалитетом или субъектом Федерации по мере числа лет работы в школе, сюда входят большие подъемные. Проблемы есть, они решаются по-разному. Нужно понимать, что ситуация Кубани и, например, ситуация Дальнего Востока очень разные. И там нет одного способа решения этих проблем. Но вы правы, есть проблема и ей занимаются в субъектах Федерации достаточно активно, понимая, что старение учительского корпуса происходит необратимо.

Рогожкин: Дорогие друзья, если позволите, я благодарю Виктора Александровича за то, что он с нами встретился.




Партнеры