Маленькие бесланцы стали москвичами

Они пошли в школу под Звенигородом

Ее почти не узнать. За те два года, что мы не виделись, Зарина Кесаева вытянулась и повзрослела. “Когда вырасту, стану дизайнером, — деловито хвастается Заря. — Уеду жить в какую-нибудь Канаду, туда, где никогда не бывает страшно”.

За то время, что прошло после Беслана, Зарина снова научилась улыбаться. Как и еще семнадцать ее маленьких земляков, бывших заложников школы №1. Сегодня эти дети встретили 1 сентября далеко от родного дома. Под Звенигородом, в лицее-интернате “Подмосковный”.

— После теракта многие ребята не могли больше оставаться у себя на родине, среди скорби и горя, поэтому мы совершенно бесплатно взяли их в наш лицей, — говорит Александр Ярулов, директор. — Вообще наши подопечные, все 150 человек, — с трудной судьбой. Это один из главных критериев, по которому мы отбираем будущих воспитанников. Здесь живет девочка, чей отец в августе 99-го управлял самолетом, взорванном шахидкой. Есть у нас и малолетние жители взорванного Каспийска, и бывшие заложники “Норд-Оста”.

Детей Беслана здешние педагоги не стремятся выделить среди прочих. В прошлом году, на первую годовщину трагедии, взрослые, наоборот, старались как можно сильнее заглушить их боль от потери друзей и близких. И не очень настаивали на публичных траурных мероприятиях. Хотя сами ребята горели желанием высказаться и отомстить.

Сначала они боялись зайти в спортивный зал и отказывались стоять с другими детьми на торжественной школьной линейке. Но постепенно привыкли к новым правилам и теперь почти не вспоминают о том страшном дне, который перевернул всю их жизнь.

Лицеист Аслан весь прошлый год мечтал стать милиционером, чтобы ловить и убивать террористов. Но теперь, отучившись в Подмосковье год, он хочет стать врачом и спасать чужие жизни. Это, наверное, самое главное — заставить детей снова поверить, что мир не ограничивается одной войной.

— Сначала бесланцев было очень жалко, — рассказывают учителя. — Но потом мы перестали относиться к ним как-то по-особому. И такое “равенство” пошло только на пользу. Оно дало этим детям возможность почувствовать себя снова нормальными и веселыми. Можно сказать, что мы вернули им детство. В первый год после теракта пострадавших постоянно возили за границу — в Швейцарию, в Италию. Хотя и сейчас подобных предложений хватает, мы считаем, что такие поездки хороши в каникулы. Ведь многие ребята, залечивая раны в больницах и в санаториях, и так потеряли в учебе целый год. Теперь мы занимаемся с отстающими по индивидуальной программе. Но самое главное в отношениях — это требовательная доброта.

— Скучаешь по маме Элле? — спрашиваю я у Зарины Кесаевой и вдруг спохватываюсь: — Да, ведь у нее же завтра день рождения, кажется...

— День рождения, — грустно повторяет девочка. И я понимаю, что “промахнулась”.

Во время штурма школы Заря потеряла двух двоюродных братьев и дядю. И этот мамин праздник для нее теперь всегда будет со слезами на глазах.


Сегодня руководство лицея “Подмосковный” готово бесплатно принять у себя детей, пострадавших во время авиакатастрофы в Иркутске, и чьи родители погибли в авиакатастрофе под Донецком. Справки по телефону 992-11-91.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру