Малая школьная нужда

В Борисовскую ходят всего 9 детей, а выучилась вся

У таких школ, как эта, есть определение — малокомплектная. Но таковой она является лишь для чиновников. Для деревенских, едва ли не поголовно учившихся здесь читать, писать, это больше, чем школа. Это почти что дом. Сейчас здесь, в деревне Борисово под Серпуховом, учится 9 детей. Трое — первоклашки.

Дениска Чижов всей своей маленькой душой чувствует, как хорошо ему станет именно в школе. Как только первоклассника позвали прийти на репетицию утренника по случаю начала занятий, прибежал на час раньше назначенного. Осведомился у Любови Николаевны Фетисовой, не опоздал ли. И сразу объявил, что любит всех учителей.

— А ты их знаешь? — слегка удивилась директор школы.

— Пока нет. Но люблю все равно всех!

По незнанию деревню Борисово, прилепившуюся к Серпухову, на самом въезде в город, посчитаешь большой. А поговоришь с местными жителями, и выясняется, что на самом деле к Борисову приcтроились деревеньки поменьше: Палехово, Жилгородок, поселок... Автопрокладка. На слух чудные названия. Но народ здешний к ним привык давно. Как и к своей школе.

Нынешний сентябрь привел к ее порогу девять учеников. Включая Дениску Чижова и еще двух первоклашек. Саша Гордовой из Борисова, а вот Павлика Лобынцева родители возить будут из деревни Лужки. Остальные ребятишки ходят во второй, третий и четвертый классы.

“Мы, школьники, прилежны, послушны и дружны, мы знаем, что лентяи Отчизне не нужны…” — старательно пели ребятишки под приглядом учительницы Валентины Ильиничны Шныриной. У нее за плечами 55 лет педагогического стажа. Она со счету сбилась, сколько поколений первоклашек пели эту песенку школяров.

— Денис, ты стих-то свой выучил? — Шнырина, кажется, засомневалась.

— Да, учительница Ивановна! — мальчишка в секунду выскакивает из-за парты и тараторит:

— Мы все надели форму школьную, идем с букетами в руках. Идем счастливые, довольные на праздник первого звонка!

— Он меня с утра учительницей Ивановной зовет. Говорит, что в школе хорошо, а дома мамка пьяная, — тихонько вздыхает Валентина Ильинична.

Педагоги рассказывают, что детвора из сложных семей вообще готова весь день находиться в стенах школы. Дома зачастую нет ни карандашей, ни ножниц. Что существует цветная бумага, краски, фломастеры, пластилин, они тоже узнают нередко здесь же. Татьяна Ивановна Смокачева — педагог дополнительного образования — показывает десятки поделок, рисунков, с удовольствием выполненных мальчишками и девчонками.

— Они так радуются, когда что-то сами сделают. И сразу просят домой, для мамы или папы забрать. А я им говорю, давайте немного до праздника подождем, тогда и подарим. Благо праздников у нас в школе много. Мы их сами придумываем — полдеревни собирается. Приходят даже те, кто сам школу давно закончил, а детей пока не водит сюда.

Татьяна Ивановна рассказывает, заодно перелистывая альбомы с фотографиями, запечатлевшими самые трогательные моменты. Вот школа поздравляет с 60-летием Победы ветеранов войны. Ребятишки с серьезными мордашками держат самодельный венок из веток ели. В него вплетены глазастые ромашки.

— А это мы ветеранов в школу позвали, — Татьяна Ивановна и сама с удовольствием вглядывается в фотографии. — Наши ребята им концерт устроили, всех до слез растрогали.

Вот, оказывается, как могут повлиять на жизнь деревни всего-то девять ребятишек, гордо именующих себя учениками.

— Учительница Ивановна, а я тоже в форме ходить буду!

Я вдруг соображаю, что это уже ко мне белобрысый мальчонка обращается. Чтобы продлить приятную для него тему, расспрашиваю, как форма выглядит, примерял ли он ее.

Одновременно оглядываю классную комнату. Стекла в стареньких рамах блестят. Все вокруг надраено, вымыто, стены украшены рисунками и поделками ребят. Море цветов в горшках.

— И куда теперь все это девать? — нарушает идиллию Любовь Фетисова.

Выясняется: приходили строители. Сказали, что у пристройки к школе будут крышу ломать. И вообще, здесь будет возводиться новое здание. Оно примкнет непосредственно к школе. Но педагоги так до конца и не поняли, что там будет. Вроде клуб, помещение для кружковой работы. Но и у них, и у родителей нынешних учеников есть сомнения: не вытеснит ли досуговое заведение собственно школу.

— Нам ведь никто документов не показывал. Довелось увидеть только неподписанный план-схему помещений. Но на ней классы не обозначены, — горячились теперь уже родители школяров, пришедшие забрать их с репетиции.

— Пристройку делать начнут, детей в местечко Данки возить придется. Целый год. А что потом? Нам официальные лица пообещали, что школу не закроют насовсем. Верить?

Перебираю в уме истории в Калужской, Калининградской областях о том, как закрываются малокомплектные школы. Чиновники ссылаются на деньги. Мол, дороговато обходится их содержание. И никто не берет в расчет завтрашний день деревни, ее маленьких жителей.

— У нас постепенно закрылись ясли, сад, баня, — загибают пальцы борисовцы. — Только школа и осталась. Не отдадим ее!

— Не паникуйте заранее, никто ведь пока не забрал ее у нас, — пытается внести позитивную нотку в грустный разговор бабушка одного из учеников.

— Учительница Ивановна, а я-то куда ходить буду? — откуда-то нарисовался Дениска.

— В школу, — твердо ответил ему взрослый хор.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру