Кино за упокой усопших

Реконструкция любви и смерти

9 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 469

Пять лет пролетели, как один миг. И вновь самолеты врезаются в башни Всемирного торгового центра. Пленку нельзя прокрутить назад, а ведь так хочется, чтобы все они выжили. Они — это 18 тысяч служащих банков, офисов и компаний, которые в тот самый день и час пришли на свое рабочее место. Почти 3 тысячи человек в секунды исчезли вместе с обломками “близнецов”. Об этом фильм “9/11” режиссера Ричарда Дэйла, мировая премьера которого состоится в воскресенье на Первом канале.


Это героический эпос… И еще это фильм о жизни, о людях, простых, и не очень, — о нас с вами.

Знакомый кинометод — реконструкция. Реконструкция любви и смерти. Нашим доморощенным режиссерам зачастую незнакомы ни такт, ни этика, ни основы профессии. Пусть учатся здесь и сейчас, пусть посмотрят “9/11”. Конечно, режиссер Дэйл рисковал, даже подставлялся. Ведь будут говорить: зачем, разве пять лет — это срок, чтобы выдавать на-гора поминутную хронику трагических событий, зарабатывая на этом деньги? Так будут говорить обязательно. И пусть говорят.

Никто еще не понимал, что случилось. Люди бойко включались в работу, подшучивая друг над другом, с ходу отвечая на деловые звонки. Руководитель отдела по кадрам финансовой компании, красавица-афроамериканка, раздавала деловые указания. Вдруг внутренняя телефонная связь разом оборвалась. Досадная накладка? Из-под дверных щелей снизу застелился дым. Дышать становилось все труднее. Она с мобильного позвонила мужу:

— Что происходит?

— Все в порядке, дорогая, но в новостях говорят, что в “башни” врезались самолеты. Как ты?

— Все хорошо, милый…

Бегут минуты, опять офис, нечем дышать. Она опять звонит мужу:

— Передай мальчикам, что я их очень, очень люблю. Я люблю тебя.

— И я тебя люблю.

— Ты знаешь, мне страшно. Извини, я должна прерваться.

Это было прощание.

От безысходности люди обливают друг друга водой, взламывают дверь офиса и выбегают в отравленный газом коридор. Не выжил никто.

…Служащие спускались по лестнице с 79-го этажа северной башни. На 58-м, прямо на ступеньках, сидел грузный мужчина, Виктор Волт, наш бывший соотечественник.

— Идите, не трогайте меня, отстаньте.

Все побежали вниз. Все, кроме Тома:

— Мы не знакомы. Скажи, у тебя дети есть?

— Да, две дочки. Одной 5 лет, другой только исполнилось 13.

— Ты же не хочешь, чтобы они расстраивались? Ты должен вернуться к ним. Пойдем.

— Только не очень быстро.

Пара потихоньку стала спускаться. Их нагнал конторский служащий Хон Джу, стал помогать. Они дошли до 36-го этажа.

— Все, больше не могу, — начал причитать Волт. — Уходите без меня.

— Подними свою задницу! — заорал на него Джу. — Сейчас все обрушится, мы погибнем!

Безнадежно. Джу побежал вниз. А Том уговаривал Виктора. Наконец тот встал, и они опять начали медленно спускаться. Оба погибли. На экране живой Хон Джу, 5 лет спустя:

— Да, наверное, у меня мало мужских качеств. Я не смог побороть себя. Но если бы я опять вернулся в ту самую минуту 11 сентября 2001-го, то сказал бы: “Том, уходи. Ты должен уйти”. На экране жена Виктора Волта: “Да, муж проявил трусость, он не понимал, что из-за него могут погибнуть люди. А Хон Джу я хочу сказать: ты правильно поступил, не кайся, все правильно”.

Таких страшных и человеческих эпизодов в фильме десятки. Но мы увидели, какими прекрасными могут быть люди. Даже в ту самую предсмертную минуту.


МЕЖДУ ТЕМ

В преддверии годовщины событий 11 сентября “Аль-Джазира” показала видеоролик. Это первые обнародованные кадры, на которых изображены вожди “Аль-Каиды” в процессе планирования атаки на Америку. Среди кадров есть и изображения Усамы бен Ладена, идущего по пустыне в сопровождении людей в масках. На пленке сняты двое из будущих угонщиков американских самолетов — саудовцы Хамза ар-Рамди и Ваиль эш-Шери, которые, в частности, жалуются на трудности мусульман в Чечне и Боснии, на проблемы в Косове и Афганистане.




    Партнеры