Пушкин и Эйнштейн не сдали бы ЕГЭ

Ректоры ведущих российских вузов недовольны нацпроектом “Образование”

11 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 258

Высшее образование в нашей стране становится все более популярным. Сейчас в вузах учится более 7 миллионов студентов, что в разы больше, чем 15 лет назад. При этом число преподавателей с тех пор увеличилось всего на 20 процентов. Качество подготовки многих из них не выдерживает никакой критики. Количество бюджетных мест в вузах сокращается. Между тем большинство работодателей недовольны уровнем знаний нынешних выпускников. Этим и другим актуальным проблемам отечественной высшей школы был посвящен круглый стол с участием наиболее видных деятелей российского образования.


— Нынешнее качество школьной подготовки — повод бить тревогу, — считает ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, у ребят, штурмующих крупнейший российский университет, большие проблемы с математикой и русским языком. Это значит, что переучивать надо в первую очередь школьных педагогов.

Образовательная элита высказалась за сохранение льгот медалистам и победителям олимпиад и против ЕГЭ. “Пушкин или Эйнштейн не сдали бы этот экзамен”, — заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Тесты не позволяют учащимся проявить талант и думать абстрактно. Они превращают обучение в “натаскивание”. А декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский назвал единый госэкзамен иллюзией.

Виктор Садовничий предложил перейти от ЕГЭ к ЕГО — так называемой единой государственной оценке. Разница двух систем заключается не только в одной букве: ЕГО предполагает проведение творческих конкурсов, которые помогли бы выявить талантливых ребят. Кроме того, новая система позволит оценивать успеваемость школьника во время всего периода обучения, а не только по окончании школы.

Серьезной критике был подвергнут и нацпроект “Образование”. Основным его недостатком, по мнению ректоров, является отсутствие основной идеи, которая, собственно, и придала бы проекту национальный масштаб. Разовыми выплатами грантов, которые получает ничтожное количество претендентов, общую проблему падения уровня образования в России не решить. Да и финансирование нацпроекта составляет менее половины от реальных потребностей образования.

Ректоры представили декларацию альтернативного национального проекта “Образование — для всех”. В этот документ входят меры по реформированию всех уровней российского образования — от дошкольных учреждений до университетов. Помимо этого в декларации предлагается создание “информационной среды, способствующей просвещению и развитию личности”, превращение образования в “социальный лифт”, программа по улучшению здоровья учащихся и т.п.





Партнеры