Рембрандт в гостях у Пушкина

Столичный музей широко отмечает юбилей великого голландца

12 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 365

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина наконец-то дождались своей очереди отметиться в списке юбилейных выставок к 400-летию Рембрандта Харменса ван Рейна. Вчера в Белом зале музея и пространстве вокруг главной лестницы для публики открылась обширная экспозиция работ великого живописца, и не только его. Полное название выставки — “Рембрандт, его предшественники и последователи”.

70 картин, из них 12 — собственно кисти Рембрандта. 6 — из собрания Пушкинского. Еще пять приехали из нью-йоркского Метрополитен-музея, и один маленький, но гениальный автопортрет — из прованского музея Гране. И естественно, выставлено главное богатство Пушки — это 60 из хранящихся в ее фондах 400 офортов и 17 рисунков.

В еще свободном от публики зале директор музея Ирина Александровна Антонова наводит последние штрихи на только что повешенную экспозицию. “Уберите эту “блямбу” из-под носа Рембрандта!” — возмущается она. “Блямба” — это экспликация, или подпись под картиной, которая по размеру чуть ли не больше приехавшего из Франции автопортрета. Листок спешно перевешивают подальше от картины, чтобы зрителям, когда они будут всматриваться в шедевр, ничто не мешало. Листочки, однако, содержат ценную информацию — из них можно узнать множество любопытных фактов.

Вообще на этот раз Пушкинский отличился особенно: кроме подробных экспликаций к каждой картине журналисты получили подробнейший пресс-релиз. Но главное событие — это выпуск каталога, увесистой монографии, изобилующей иллюстрациями и, что не менее важно, многочисленными текстами. Прочтешь — и поймешь, насколько потрясающей личностью был сам Рембрандт и насколько интригующим может быть его наследие.

У выставки два куратора — Вадим Садков (раздел живописи) и Наталья Маркова (офорты и рисунки). Татьяна Юрьевна — буквально патриот богатейшего графического собрания:

— Понимаете, Рембрандт гениальный как живописец, это безусловно. Но его живопись — она была как бы показная. Известно, что он много работал на заказ, и понятно, что только отдельные его шедевры прошли через его душу. А вот его графика — офорты и рисунки — это было уже его личное, сокровенное, то, что он делал исключительно для себя.

Впрочем, у Вадима Садкова есть собственные патриотические доводы:

— А вы знаете, что Рембрандт появился у нас еще при Петре? И долгое время в Эрмитаже была самая богатая коллекция его работ? Потом, к сожалению, начали продавать. Теперь самое большое собрание — в Рейхсмузеум в Амстердаме.

Похвастаться своим Рембрандтом могут и Национальная галерея в Лондоне, и парижский Лувр. И даже провинциальные музеи в России — Серпухове или Нижнем Новгороде — могут сказать: “У нас есть Рембрандт”. И это не шутка.

— Весь ХХ век ученые только и делают, что спорят об авторстве Рембрандта, — продолжает Вадим Садков. — Художником он был невероятно плодовитым, дядя его любимой жены Саскии был его дилером, и заказных картин было множество. Но главное — у Рембрандта было 40 учеников. Вот взгляните на работу Яна Викторса “Авраам и три ангела”. Ему учитель дописывал крылья ангелов. Вот и пойми, чье авторство. А вы знаете, что знаменитый “Портрет воина в золотом шлеме” — это теперь не Рембрандт? Или взять вот этот его поздний “Автопортрет”, приехавший из музея Гране. Только недавно специалисты из “Исследовательского проекта Рембрандта” окончательно пришли к выводу, что автор — он. До сих пор искусствоведам ничего не нравилось: и мазок вроде небрежный, нерембрандтовский, и положен не так. Пришлось делать даже дендрологический анализ доски, на которой написана картина. А известный советский искусствовед и реставратор долго не мог поверить в то, что “Изгнание торгующих из храма” написано великим голландцем. Не признавал. Но потом все же доказали, что эту работу Рембрандт сделал, когда ему было всего 20 лет.

Все картины Рембрандта и его учеников, как сказал нам Вадим Вадков, в свое время поступили в Пушкинский музей либо в конце XIX века из Эрмитажа, когда создавался Румянцевский музей, либо из частных коллекций. “Изгнание торгующих из храма”, например, было в коллекции фабриканта Генриха Брокара (теперь его фабрика называется “Красная заря”).

Выставка “Рембрандт, его предшественники и последователи” будет открыта в Музее изобразительных искусств имени Пушкина по 12 ноября.




    Партнеры