Голоса вопиющего

Начался “парад суверенитетов” непризнанных республик СНГ

В воскресенье в Приднестровье состоялся референдум о дальнейшей судьбе республики. Хотя на момент подписания номера голосование еще не завершилось, сюрпризы не ожидаются: можно не сомневаться, что жители республики выскажутся против вхождения Приднестровья в состав Молдавии. Однако значение референдума выходит за локальные рамки. Он означает, что “косовский процесс” на территории СНГ стартовал. И весьма символично, что на референдум приехали наблюдатели из Косово.


В 7 утра в республике открылись все 262 участка. В списки для голосования внесены около 39 тысяч человек. Голосование проходит в условиях повышенных мер безопасности: милиция переведена на усиленный режим несения службы, по улицам день и ночь ходят и ездят милицейские патрули. Наряды милиции дежурят и у избирательных участков. Эти меры особенно актуальны в свете недавних двух взрывов в общественном транспорте Тирасполя с человеческими жертвами. По словам министра внутренних дел непризнанной республики Александра Королева, накануне голосования каждый из 262 избирательных участков обследован милицией, пожарными и саперами. В первой половине дня воскресенья обстановка в Приднестровье была спокойная.

За несколько дней до референдума президент Путин заявил, что к непризнанным республикам в СНГ следует применять те же стандарты, что и к сербскому краю. Эти заявления из уст руководителей РФ звучат уже не в первый раз. В мае этого года состоялся референдум в Черногории, который завершил “бархатный” развод этой республики с Сербией. Никаких протестов со стороны международных организаций референдум не вызвал. На карте появилось новое независимое государство Черногория. “Если можно одним, то почему нельзя другим?” — задались справедливым вопросом в Приднестровье, Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Действительно, почему?

Приднестровье и Южная Осетия пошли по пути Черногории и назначили у себя референдумы. Абхазия заявила, что референдум о независимости там уже был и нет необходимости проводить его повторно.

Естественно, против референдума высказались Кишинев и представители администрации США. ОБСЕ уже заявила, что приднестровский референдум не признает. По мнению председателя ОБСЕ министра иностранных дел Бельгии Карела де Гюхта, вопросы референдума тенденциозны. На это в Приднестровье отвечают, что предлагали ОБСЕ принять участие в выработке формулировок. Самое интересное, что если в будущем Приднестровье присоединится-таки к России, то никакого международного признания это не потребует.

Несмотря на бойкот ОБСЕ, наблюдатели на выборах все же будут. Во-первых, это организация “Наши”, которая разбила палатки прямо на набережной Днестра. Как утверждают в Тирасполе, 130 наблюдателей прибыли из Германии, Италии, Косово, Крыма, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и российской Госдумы. Кстати, косовары уже успели провести в Тирасполе пресс-конференцию, на которой заявили, что если большинство участников референдума выскажется за независимость Приднестровья, это “должно вызвать понимание и изменение позиции мирового сообщества”. Член делегации автономного края Косово, главный редактор “Радио Косово” Куртеш Девайа, заявил, что “люди должны сами выбирать, как им жить” и “мировое сообщество должно уважать права народов”.

В утешение Кишиневу можно сказать, что он сам творец своей судьбы. Решить проблему Приднестровья, как и Абхазии и Осетии, невозможно без России. До последнего времени в российской политэлите было много горячих защитников территориальной целостности соседей. Враждебная политика, дикие выходки вроде арестов пророссийских оппозиционеров привели к тому, что сейчас многие в Москве думают: пусть сидят в своем ГУАМе, но без спорных территорий. Референдум в Приднестровье состоялся. На очереди — Южная Осетия.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру