Утром — “пятерки”, вечером — деньги

Школы платят детям по тарифу, а родители — по настроению

Шестиклассница Ульяна Аввакуменкова может гордиться тем, что вносит в семейный бюджет свой маленький вклад. Нет, она не подрабатывает в ущерб учебе, наоборот — свои оценки девочка с успехом превращает в звонкую монету. В ее школе круглым отличникам полагается ежемесячная стипендия.

Стоит ли платить ученику за хорошие отметки? Или же польза от такой практики весьма сомнительна? “МК” попытался разобраться, что думают об этом учителя, родители и психологи.


— Деньги играют стимулирующую роль. Это как награда, — уверена директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова.

В этой гимназии принято поощрять школьников за успехи в учебе. Лучшие из лучших получают по 400 рублей за семестр. Образовательное ноу-хау было введено в прошлом году. Эксперимент, по мнению директора, удался, и в новом учебном году от него решили не отказываться.

Поощрение отличников в гимназии происходит следующим образом. Каждый семестр управляющий совет школы выбирает двух гимназистов-отличников.

— Детей, достойных стипендии, в нашей гимназии много. В 10—11-х классах все учатся относительно хорошо, — рассказывает Оксана Григорьевна. — Поэтому один из главных критериев отбора стипендиатов — активная общественная жизнь школьника.

Премии выделяются только на 10—11-е классы. Школьное руководство хотело бы распространить эту практику и на младшие классы, но проблема как всегда одна — нет средств. Деньги на “пятерки” администрация берет из внебюджетных фондов.

Столица, как выяснилось, по части поощрения рублем успешных учеников в России далеко не новатор. Например, в Великолукском районе Псковской области эксперимент со школьными выплатами длится уже больше десяти лет. Решение премировать “ботаников” из всех школ и гимназий (а их в районе 16) было принято на уровне местной администрации. Начинали с того, что выдавали каждому отличнику по шоколадке. “Пустячок, а детям всегда приятно получить награду за труд”, — говорят в Управлении образования.

Сейчас в местных школах установился четкий тариф. Успешные ученики 5—8-х классов получают каждый месяц по 70 рублей, 9—10-х — по 90 рублей, а успехи отличников-одиннадцатиклассников оцениваются в 110 “деревянных”. Кандидатуры определяются по результатам мониторинга успеваемости за четверть. В дневнике такого школьника должны быть только “пятерки”! Проскочила хоть одна “четверочка” — денег не видать.

“Рублевая” инициатива местных властей настолько понравилась школам, что вскоре было решено ввести именные стипендии за особые успехи по одному из школьных предметов, в искусстве и спорте. Так появилась премия имени Ковалевской, Мусоргского, писателя Васильева и даже стипендия имени героя-колхозника Васягина, размер которой составляет 2 МРОТ. Ее платят по итогам года за особые успехи в труде.

* * *

Однако не всем везет учиться в таких прогрессивных школах, поэтому некоторые родители приплачивают своим чадам за “пятерки” из семейного бюджета.

Отец студентки юрфака Ани Цветковой признался “МК”, что когда классе в девятом у дочери случилась первая любовь и она потеряла всякий интерес к учебе, родители приняли решение стимулировать ее тягу к знаниям материально.

— Опыт получился успешным, — признается Денис Цветков. — Аня и раньше хорошо училась, но в этом возрасте у подростков появляются другие интересы, которые отодвигают учебу на второй план. Благодаря “зарплате”, хоть и небольшой, которую мы с женой платили ей за хорошие отметки, дочь научилась общаться с друзьями без ущерба для занятий. Ну и, кроме того, у Ани появились лишние деньги, которые она тратила на то, чтобы лучше выглядеть, что, согласитесь, для девушки немаловажно.

Родители используют разные схемы поощрения. Одни оплачивают каждую “пятерку” и “четверку”. Другие — только хорошие четвертные оценки. Третьи не отдают детям наличные деньги, а откладывают в специальную копилку, и по итогам четверти на накопленную сумму ребенку делается крупная покупка.

Шестиклассник Саша Быковский ходит в свой любимый суши-бар, если успешно окончил год или четверть. Тем не менее мама Светлана старается его не баловать.

— У нас так повелось: это его обязанность — хорошо учиться, — говорит она. — Саша делает это для себя, дети ведь сейчас так быстро переходят на товарно-денежные отношения. Однажды я попыталась стимулировать его учебу деньгами, но опыт провалился. Сын сразу же начал торговаться: давай я это выучу, это прочитаю, а это не буду… Тогда я все прекратила.

Конечно, ребенок должен сам понимать, что, получая знания, он тем самым обеспечивает себе будущее. И подходить к этому ответственно. Тогда вопрос о материальном стимулировании отпадает сам собой. Но поступление в престижный вуз — для него слишком далекое будущее, а новый МР3-плеер на заработанные “пятерками” деньги он может купить достаточно скоро. Эта цель близка и осязаема, и мамы и папы надеются, что ради нее ребенок будет стараться. Но зачастую надежды не оправдываются: дети начинают работать не на знания, а на оценки, скрывать от родителей “двойки” и “тройки”.

* * *

Конечно, каждый родитель и каждая школа сами для себя решают вопрос — платить или не платить ребенку за хорошую успеваемость. Однако при принятии решения “за”, как считают психологи, следует учитывать особенности характера школьника, попытаться спрогнозировать, как это в дальнейшем повлияет на ребенка. Ведь благие намерения могут пойти ребенку во вред.

Психолог Надежда Юргина уверена, что напрямую платить за каждую “пятерку” или уборку дома не стоит. Потому что у ребенка в системе ценностей культивируется отношение к деньгам.

— Эффективным будет сотрудничество родителей с детьми, — говорит Юргина. — Например, в начале года мама говорит ребенку: “Ты весь год стараешься, хорошо учишься, самостоятельно и качественно делаешь уроки, помогаешь мне по дому, а у меня благодаря этому высвобождается время, которое я могу посвятить зарабатыванию денег тебе на новый компьютер или на долгожданную поездку”. Тогда у ребенка будет ощущение, что он вместе с родителями сделал так, чтобы его желания исполнялись.

Некоторые родители считают, что, оплачивая своему чаду каждую хорошую отметку, они воспитывают в нем ответственное отношение к деньгам. Но, по мнению психологов, такое воспитание неэффективно. “Можно в конце каждой недели давать ребенку некую сумму, которая, например, будет зависеть от успеваемости, — объясняет Надежда. — И говорить, что до конца следующей недели он денег не получит. Он может их сразу потратить, но оставшееся время голодать на переменах, или расходовать постепенно, а может копить на что-то. Как показывает опыт, поначалу дети действительно быстро расправляются с полученными деньгами, но потом начинает вырабатываться ответственное отношение к материальным средствам”.


ГДЕ ЕЩЕ ПЛАТЯТ “СТИПЕНДИЮ” ОТЛИЧНИКАМ?

В школе №2 г. Ханты-Мансийска за каждое полугодие без “четверок”учащимся со 2-го по 5-й класс полагается по 500 руб., с 6-го по 10-й — по 700 руб., а одиннадцатиклассникам вручают конверт с тысячей.

Учащимся некоторых школ Вологодской области тоже полагаются наличные деньги: в конце каждой четверти отличникам вручается 500 руб., а хорошистам — 300. Те же, кто заработал 10 “пятерок” в неделю, могут воспользоваться лишним выходным днем.

Премии отличникам ввели и в средних школах Глушковского района Курской области. Дети с 5-го по 7-й класс получают за отличную учебу в конце четверти по 100 руб., восьмиклассники — по 200, девятиклассники — по 300, а ученики 10—11-х классов — по 600 рублей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру