“Цивильный” цирюльник

Хозяевами на государственной делянке стали “жучки”

Космический мониторинг фиксирует, что в лесах Московской области, относящихся к первой группе особо защитных зон, за последние годы появились огромные залысины. Конечно, вопрос стоит не так остро, как в приграничных районах страны, откуда лес нелегально поставляют в Китай и Финляндию. И все-таки в одном только ФГУ “Русский лес” ущерб от незаконных рубок составил миллион восемьсот тысяч рублей. Незаконная рубка — не единственная проблема двадцати восьми лесхозов Московской области в целом и федерального “Русского леса” в частности.

Проблем у современного леса много: подступающая урбанизация, безнаказанность за незаконную вырубку, свалки и выбросы, строительство. Но и это не все. Лес, по сути, потерял рачительного хозяина. С 1 января 2005 года внесены изменения в Лесной кодекс России. Охрана леса возложена на Росприроднадзор. В наступившей законодательной паузе лес превратился в источник криминальных доходов. Период безвременья не проходит даром для любителей легкой наживы и выходит боком самому лесу. У лесхозов просто нет физической возможности поддерживать “спортивную” форму леса на прежнем уровне.

По следам лесорубов

— Никого мы за руку поймать не можем, — жалуется на “заданную” тему Нина Макушева, главный лесничий ФГУ “Русский лес. — Сегодня мы только считаем новые пеньки.

Пильщики, как правило, нанимают безработных, быстро вырезают поляну, вывозят и продают дрова в готовом виде сельским жителям на заказ. Причем пилят они возле каждой деревни. В настоящее время лесхоз обеспечивает дровами всех льготников и 15% от общего числа нуждающихся в дровах жителей. Выходит, большинство сельчан пользуются услугами нелегалов! Те и доставку организуют мобильнее, и свою продукцию сбывают дешевле. Вопрос только в том, что продукция эта — ворованная. В среднем ежедневная выручка рубщика-нелегала составляет несколько тысяч рублей. Ущерб государству при этом исчисляется десятками тысяч рублей.

Григорий Шалимов, ведущий инженер по охране и защите леса ФГУ, показывает мне прошлогодние и свежие пеньки у деревни Московка. Здешние жители часто видят синий “ЗиЛ”, курсирующий вдоль лесной опушки. “Леваки” не таятся: их объявлениями оклеены все окрестные столбы. Почему же не ловят рубщиков?

— Некому, — ответ традиционен.

Инженеру хотелось бы, чтобы сельские жители чаще проявляли гражданскую бдительность: звонками предупреждали лесхоз о незаконных вырубках. И такие случаи бывают. Вот недавно лесники были предупреждены о пильщике-профессионале: рубит лес большими партиями, работает под заказы дачных кооперативов.

Конечно, можно было бы “жучков” караулить на нелегальной лесосеке. Ведь работают они наездами: полчаса на спил, еще столько же времени на кряжевание и час на загрузку кузова — это примерно 12 кубов, т.е. пятнадцать деревьев. Только вот кому сидеть в засаде, если на все 68 тысяч гектаров “Русского леса” приходится 63 сотрудника лесхоза, включая директора?

Еще два года назад ФГУ “Русский лес” содержал “своего” милиционера. Опытный, надежный человек, из старых кадров. Он раскрывал и мелкие, и крупные преступления. Теперь функции охраны леса переданы Росприроднадзору.

За прошедшие два года полностью разрушена система государственной лесной охраны. Теперь лесники не имеют права составлять протоколы о лесонарушениях. Итог: по ФГУ “Русский лес” за 2005—2006 годы “Росприроднадзор” так и не предъявил лесонарушителям ни одного иска к возмещению ущерба! Наверное, это объясняется тем, что в штате молодой региональной организации “Росприроднадзор по Московской области” едва ли наберется десяток чиновников.

Между тем до реформирования лесники хорошо владели ситуацией и часто составляли протоколы на нарушения. Во всяком случае, штрафы взыскивались. А сегодня, сетуют сотрудники лесхоза, есть ворованные кубы, есть факты лесонарушений, но нет конкретных виновных лиц.

Складывается парадоксально безнаказанная ситуация. В последнее время “жучки” совсем обнаглели — воруют даже заготовленную лесхозом древесину. Выводы напрашиваются невеселые…

Лесной удел — передел

Рекламными объявлениями об аренде лесных массивов завален Интернет. Лесной кодекс в новой редакции позволит нуворишам владеть лакомыми подмосковными лесами, используя их под коттеджное строительство и промышленные цели. Поправки, внесенные в лесное законодательство, увеличили срок аренды до 99 лет. Фактически частная собственность на лес введена.

Мнение лесников уже никого не интересует. Агентство (в соответствии с порядком предоставления участков в аренду) запрашивает у лесхозов пакет документов на аренду лесных участков. А поток желающих заполучить в собственность на 99 лет собственную чащу растет. “Русский лес” уже имеет толстую папку документов на участие в конкурсе. Если называть вещи своими именами, то аренда зачастую служит лазейкой в законодательном частоколе, позволяющей “перетаскивать” федеральную собственность в частную.

Вот несколько примеров из ближайшего и уже наступившего будущего.

В Ступинском районе ООО “Спутник” желает перевести земли лесного фонда в категорию промышленных земель — 2,16 га леса станут автостоянкой на 1000 машиномест. Естественно, машины не будут висеть на деревьях как груши — лесной массив вырубят. Другая фирма также намерена на 0,9 га леса организовать большую автозаправку. — Конечно же, аренду лесного фонда могут оформить только состоятельные люди, — продолжает Нина Макушева. — Видимо, эти участки перейдут в частные руки.


СПРАВКА "МК"

Работники ФГУ “Русский лес” стараются сохранить лесное хозяйство: выполняют плановые рубки по уходу за лесом, ведут лесовосстановление. ФГУ “Русский лес” по итогам 2006 года занял 1-е место среди лесхозов Московской области.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру