Москва скомандовала “Смирнов!”

Президент Приднестровья — “МК”: “Россия дала гарантии, что не бросит нас на произвол судьбы”

Глава Приднестровья Игорь Смирнов официально выдвинут в качестве первого кандидата на пост президента непризнанной республики на выборах, которые состоятся в декабре. Если Смирнова выберут, это станет уже четвертый его президентский срок. В то время, когда трудовые коллективы Приднестровья выдвигали Смирнова в президенты, он находился в Москве, где обсуждал в высоких кабинетах итоги недавнего референдума. Узнав от спецкора “МК”, что он уже выдвинут, Игорь Николаевич сделал вид, что впервые об этом слышит. Но рискну предположить: эта новость не была для него такой уж неожиданной…


— Игорь Николаевич, сегодня бендерский завод выдвинул вас кандидатом в президенты. А сами вы определились? Будете баллотироваться на четвертый срок?

— Да? Какой завод, говорите?

— “Молдавкабель”.

— Я очень благодарен тем, кто меня выдвинул. Я буду идти на выборы. Но только потому, что нас так воспитывали: если за что-то взялся, доведи это дело до логического завершения. И мы доведем. Тем более что народ Приднестровья ни разу не позволил мне усомниться в правильности выбранного пути: сохранения нашего независимого государства. Нас обвиняют, что мы не захотели сохранить ту республику Молдавия, которая была создана при советской власти (когда к Молдавской автономной республике присоединили Бессарабию). Мы предлагали различные пути. Не наша вина, что это не состоялось. В отличие от Молдовы за 200 лет в Приднестровье не было ни одного еврейского погрома, не было межнациональных столкновений. Без толерантности Приднестровье просто не смогло бы выжить. Я иду на выборы, чтобы сохранить все наши достижения.

— А соперники у вас будут?

— Думаю, что будут. Но кто — я пока не знаю.

— Вы не опасаетесь, что эти соперники при поддержке каких-то сил попытаются организовать на выборах очередную “оранжевую революцию”?

— Силы всегда найдутся, могут и попытаться, но наш народ на мякине не проведешь. Ты демократ, говоришь? Ну скажи, демократ, что ты сделал для народа? А нам есть что предъявить. Один только факт. У нас за 16 лет сделано больше по газификации, чем за все советское время. Люди чувствуют, что жизнь улучшается. Это в России политические партии жестко борются между собой. У нас 460 общественных организаций, 6 партий. Но они едины в главном: в том, что независимость — это гарант дальнейшей жизни всех, кто живет в Приднестровье, независимо от национальности.

— Во время прошлых выборов Москва через государственные СМИ довольно откровенно вела “антисмирновскую” кампанию. Поддерживали другого кандидата, и это была именно государственная политика, а не позиция каких-то отдельных лиц или кругов.

— Это было потому, что очень уж хорошо “стелился” тогда перед Москвой господин Воронин. К тому же, как говорят у нас в народе, “в Кремле пять башен”. А там уж думайте сами. Но даже во время тех выборов, помните, какие были результаты? Это говорит о том, что народ пока мне верит. Если он меня не выберет, я спокойно это приму. Секрет крепости нашего государства в том, что все действительно важные вопросы решает народ на референдуме. Мы шесть референдумов провели. Первым еще в СССР был референдум о языках, кстати, Молдова такого референдума не проводила. На референдуме был решен вопрос о создании ПМР. Референдум о земле не прошел: население отвергло частную собственность на землю. У нас, как скажет народ, так и будет.

— Но даже в тех сложных условиях вы победили. Вы не ожидаете чего-то подобного от Москвы на предстоящих выборах?

— Москва уже обозначила свою позицию, хотя бы подписанием “протокола Жуков—Смирнов”. Когда у нас случилась эта беда, я имею в виду блокаду (мы потеряли более 260 млн. долларов за это время), именно Москва сказала: ребята, это не наведение таможенного порядка, это уничтожение Приднестровья, которое может привести к гуманитарной катастрофе. А Украина повела себя очень некрасиво по отношению к своим соотечественникам, которых у нас живет около 200 тысяч. Но которые во время референдума голосовали за развитие отношений с кем? — с Российской Федерацией. Проанализируйте эти цифры, и все станет ясно.

— С кем вы встречались в Москве и какие проблемы обсуждали?

— По стратегическим вопросам я имел консультации в Совбезе. Большую часть времени работал в Правительстве РФ. Главный итог этой работы — подписание протокола с российским вице-премьером Жуковым, который уже окрестили “протоколом Жуков—Смирнов”.

— В чем суть этого протокола?

— Его суть в том, что там прописано взаимодействие во всех сферах жизни между ПМР и Россией. В экономике, таможенных вопросах, образовании, культуре и так далее. Там даны четкие указания государственным и негосударственным ведомствам России работать с государственными и негосударственными ведомствами Приднестровья.

— Что на практике это даст жителям ПМР? Например, российские пенсии у вас многие получают?

— Я бы не акцентировал внимание на этом, потому что все эти годы мы платили пенсии военным пенсионерам Советского Союза. Молдова не платила. Но мы никакой компенсации за это не требуем. А наш госпиталь ветеранов Отечественной войны, принимает на лечение и ветеранов из Молдовы. В то же время для наших жителей в Молдове все медицинское обслуживание платное, причем по расценкам для иностранных граждан. И Украина при транспортировке наших товаров через границу берет с нас как с иностранного государства. А вот Россия оказала нам и финансовую, и моральную, и информационную помощь.

— Вы знаете, что в Думе готовится обращение к Президенту России, в котором предлагается начать процедуру принятия ПМР в состав РФ. У вас были разговоры на эту тему во время визита, вам кто-то давал какие-то гарантии на этот счет?

— Нам дали в Москве гарантии: во-первых, Россия никогда не бросит своих граждан на произвол судьбы. Во-вторых, наше стремление к интеграции с Россией будет поддержано экономически. А в политике обещаний не дают, а просто делают. Я считаю, руководству РФ пора уже четко говорить, что Приднестровье — это зона стратегических интересов России. Почему-то никого не возмущает, когда такие заявления делают США.

— Если Молдова вдруг одумается и примет “план Козака” по урегулированию, как вы к этому отнесетесь? Вас этот план устраивает?

— Нет, он меня не устраивает. Он устраивал нас на тот момент. А сейчас Кишинев принял закон “О восточных районах Республики Молдова”. Который не поддержал никто: ни Россия, ни Украина, ни Евросоюз. То есть априори он не хочет разговаривать с народом Приднестровья. Он хочет вытеснить миротворцев, привлечь сюда войска НАТО, а потом организовать “маленькую победоносную войну”. Во время предыдущей “маленькой войны” мы потеряли 806 жизней, более 3,5 тысячи были ранены. Я не знаю, что у них в голове. Возвращаться к чему-то уже пройденному мы не планируем. Мы за равноправные переговоры с Молдовой по одной причине: мы соседи. А с соседями надо разговаривать.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру