Напиток для пайщика

Что будут пить инвесторы ПИФов на Новый год — шампанское или горькую?

С тех пор как я вложил свои деньги в несколько паевых инвестиционных фондов, с периодичностью несколько раз в неделю то в одном, то в другом углу редакции меня тормозит кто-нибудь из коллег с одним и тем же нехитрым вопросом: “Что там на фондовом фронте? Как деньги?” При этом те из собратьев, кто вложился так же, как и я, с удовольствием слушают не только объяснения на тему, что творится на фондовом рынке, но и делятся своими прогнозами на будущее. А остальным вполне достаточно стандартного и короткого ответа: “Нормально. Работают деньги”.

Кто не рискует…

В принципе так оно и есть. Прогнозы экспертов о том, что беспрецедентный рост фондового рынка, отмеченный в прошлом году, не может быть вечным и сказки рано или поздно заканчиваются, полностью оправдались. В нынешнем году деньги в ПИФах действительно не пухнут, а работают, вкалывая тяжело, на износ, потом и кровью добывая каждую лишнюю копейку прибыли. И, рискну заглянуть в будущее, лучшие показатели по результатам этого года смогут показать лишь те фонды и игроки на рынке коллективных инвестиций, что сумеют обыграть сам рынок. К примеру, не будут следовать тупо в фарватере происходящих событий, а предугадывать их, опережать. А это гораздо более рискованная стратегия поведения, чреватая не только высокими потенциальными доходами, но и осязаемыми масштабными реальными рисками. Так что тут все будет происходить по принципу “пан или пропал”.

Остальным придется довольствоваться скорее всего скромными результатами, которые все же окажутся более предпочтительными по сравнению с остальными видами инвестирования, доступными большинству населения. Ведь та же наличность с каждым днем лишь только дешевеет. Наличные рубли за восемь месяцев нынешнего года “похудели” более чем на 7%. И пусть периодически валютные колебания и дарят некоторые надежды держателям иностранных денег (так, к примеру, по результатам августа, по данным БДО “Юникон”, вклады в евро показали положительную реальную доходность в 0,7—0,9%, а покупательная способность наличных евроденег в последнем летнем месяце выросла на 0,4%), итоговые данные по году как владельцев матрасных сбережений, так и обладателей банковских депозитов явно не порадуют.

Над арифметикой слезами обольюсь

В такой ситуации ПИФы продолжают оставаться вне конкуренции вне зависимости от всей неразвитости отечественного фондового рынка. А события последнего месяца лишь доказывают, что наш рынок ценных бумаг еще даже не подросток, а просто малыш по сравнению с аналогичными секторами экономики в развитых странах.

Как только в мире стала дешеветь нефть, наш рынок акций покатился вниз. Что неудивительно: на нем торгуются бумаги преимущественно сырьевых компаний, ориентированных на экспорт либо сырья, либо продукции предприятий сырьевой группы: нефти, газа, нефтепродуктов, металлургии, удобрений и так далее. Остальные сектора российской экономики — всякие там телекоммуникационные компании, торговые сети и прочее — занимают весьма скромные места в фондовой табели о рангах. И потому все благоприятные события вроде очередного повышения рейтинга России международными рейтинговыми агентствами прошли для наших бирж практически незаметными.

На протяжении сентября показатель деловой активности (индекс РТС) имел преимущественно понижательную тенденцию. Правда, он скорее не падал, а походил на бывалого морского волка, который после многомесячного плавания наконец высадился в любимом порту. И в ходе похода по портовым кабакам его походка становится все более морской, а фигура начинает двигаться скорее не вперед или назад, а в разные стороны.

Так, к примеру, 30 августа индекс РТС поднялся до значения в 1651 пункт, а уже 1 сентября спустился до 1620, через четыре дня вырос опять до 1655, а 12 сентября упал до 1542. Вроде бы выправился к 19-му до 1577, но 21-го опять понизился до 1534. Соответственно колебались и стоимости паев в одном из ПИФов, куда ваш корреспондент отнес свои кровные: 3267, 3226, 3270, 3061, 3147.

В результате с марта (момента инвестирования) финансовые результаты получились более чем скромные. И даже отрицательные. (См. Считалку “МК”)

Нам пугаться нет причины

Впрочем, в отличие от некоторых инвесторов, которые соблазнились высокой стоимостью паев, купив их на максимуме значений, а сейчас пытаются сбыть их по дешевке, чуть ли не заламывая руки, я не отчаиваюсь. И, кстати, никому не советую предпринимать какие-то резкие шаги в нынешней ситуации, когда рынок так и болтается в боковом тренде.

Да и в нынешней непростой ситуации на самом деле даже мелкий инвестор, который вошел в открытый ПИФ своими тысячами или десятками тысяч рублей, имеет возможность для того, чтобы, активно управляя деньгами, получить прибыль, значительно превышающую среднюю доходность на фондовом рынке. Главное, чтобы для этого было достаточное количество свободного времени.

Этот самый рынок не замирает в ожидании плохих или хороших событий, он активно на них реагирует. Соответственно, погашая паи на максимальных значениях их стоимости и покупая впредь на значениях, близких к минимальным в тот или иной временной период, можно существенно нарастить собственные капиталы.

К примеру, тот же пай моего ПИФа можно было бы продать хотя бы 10 мая, когда его стоимость выросла до абсолютного исторического максимума — 3594 рубля. А спустя месяц деньги, которые этот период вполне могут полежать на банковском счете “до востребования”, опять пустить на покупку паев, но уже по 2561 рублю. В моем случае при такой схеме работы, к примеру, 10 первоначальных паев были бы проданы (считаем без комиссии УК, но с подоходным налогом) за 35940 рублей. И после налогообложения приварок составил около 4600 рублей. Пустив их на приобретение паев в июне, я, притом что доложить пришлось бы всего несколько сотен рублей, имел бы уже на два пая больше — не 10, а 12.

Наверное, практически каждый финансовый консультант из любой управляющей компании на этих словах поморщится от неудовольствия. Ведь в УК они такое активное поведение своих инвесторов не одобряют и имеют для этого вполне обоснованные причины: большая часть частных инвесторов на рынке коллективных инвестиций подобна слепцу, который без поводыря может или на торчащий штырь налететь, или в глубокую яму свалиться.

Вместе с тем если человек чувствует, что решение такой задачи ему вполне по силам, никто запретить совершение таких сделок не сможет. Это его деньги, и он вправе ими распоряжаться по собственному усмотрению. По такому сценарию, но лишь в условиях индивидуального доверительного управления (ИДУ) работают наши фондовые миллионеры. Они в любой момент могут “уйти в деньги” для фиксации прибыли или перекинуться, допустим, из нефтяного сектора в начале снижения цен в другой, к примеру, на акции телекоммуникационного сектора или в металлургию. У владельца паев нет такой свободы маневра, зато есть возможность погашать и покупать паи по собственному желанию. Естественно, только в открытых фондах. Ведь и максимальные значения, и глубокие провалы в стоимости паев длятся обычно как минимум несколько дней. Которых вполне хватит для принятия решения. Тут впору и спросить: а почему же, дорогой, ты так не поступал, если такой умный? А ответ заключается в том, что время в нашем современном сверхжестком мире стало чуть ли не большей ценностью, чем деньги.

Впрочем, я не отчаиваюсь. Даже не погашая паи, я уверен в том, что по результатам года, а скорее всего в середине — конце января мой ПИФ принесет очень ощутимую прибыль. Ведь на дворе традиционное осеннее оживление деловой активности, а впереди новогоднее ралли. Да и нефть вроде бы опять начала потихонечку дорожать.


Считалка “МК”: Подсчитали — прослезились.

Стоимость одного пая при покупке составила 3069 рублей. За первые два месяца инфляция в нашей стране составила 4,1%. Следовательно, с момента покупки паев и до конца августа каждый рубль в стране, в том числе и в наших карманах, усох примерно на 3 копейки. И реальной покупательной способности 3070 рублей в марте сейчас соответствует сумма в 3162 рубля. Последний доступный показатель стоимости пая на сайте компании на момент написания материала оценивал его на 20 сентября в 3091 рубль. Таким образом, реальная доходность инвестиций не покрыла инфляционные показатели и ушла в минус. На каждом пае я, таким образом, номинально заработал 21 рубль (почти 0,7%), а реально потерял 71 целковый (2,3%).


ЧТО НА СКОЛЬКО “ПОХУДЕЛО” ЗА ГОД (В %)

(Данные БДО “Юникон” с конца августа 2005 года)

Рубли: Наличные 7,1 (с января 2006) Банковские вклады 0,29

Доллары: Наличные 14,69 Банковские вклады 9,09

Евро: Наличные 10,4 Банковские вклады 4,68


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру