Грешник пейзажа

Художника Пичугина подвела тематика

26 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 478

На антресолях Центрального Дома художника открылась выставка произведений художника Сергея Ивановича Пичугина. Официально — к 125-летию со дня рождения, неофициально — чтобы люди узнали, какие художники выпадали у нас из истории искусства по идеологическим мотивам.


“Это Дейнека? Нет? Похож, удивительно похож. И хорош. Пичугин? Впервые слышим”. Две экзальтированные дамы остановились возле крымских пейзажей художника, написанных им в середине 20-х годов прошлого века. Сочный колорит лазоревого моря, расслабленные фигуры отдыхающих — все это написано свободно, размашисто, почти эскизно. И главное — с точным узнаванием времени. Очень смешно наблюдать за публикой, которая вдруг для себя открывает, что в то время тоже существовали нудистские пляжи, как, например, в Евпатории. Правда, мужской отдельно, женский отдельно. Впрочем, женщины и тогда были довольно раскрепощенными особами, раз пускали художника Пичугина на пленэр.

А вот тридцатые годы. В стране уже вовсю маршируют стахановцы и полным ходом идет индустриализация. И что же мы видим на полотнах Пичугина? Курорт Боровое — сиреневые, покрытые соснами горы, прибрежные валуны, на которых мирно загорают отдыхающие. Или совершенно импрессионистические виноградники, раскинувшиеся по холмам. Прямо как на полотнах ван Гога. И даже уже в предвоенные годы и, казалось бы, в суровых условиях военных сборов художника опять-таки тянуло передать умиротворяющую атмосферу выходного дня.

“Он не вписался в то время”, — утверждает куратор выставки галерист Елена Зенина. Еще бы — партия требует героической тематики, а тут такая расслабуха: пейзажи, натюрморты. У Елены Зениной, пожалуй, самая большая коллекция картин Пичугина — 52 работы, которые она собрала в последние пять лет. Все они — в экспозиции, и выставка стала хорошим поводом вспомнить незаслуженно забытое имя замечательного художника. Хотя бы через 35 лет, как его не стало.

Вот вам судьба. И ведь начиналось-то все очень многообещающе. Один из лучших учеников Коровина (вот откуда это чувство цвета), Васнецова и Малютина, он достиг еще до этого больших успехов в иконописи. Роспись Святых ворот Троице-Сергиевой лавры — его рук дело. Много выставлялся, и особенно много совместно с Дейнекой, Пластовым, Кориным. А потом… “Если сказать современным языком, Сергей Иванович вовремя не почувствовал конъюнктуру, — продолжает рассказ о художнике Елена Зенина. — Нет, не то слово. Он просто не смог отказаться от своих принципов”. Вторую половину своей жизни художник Пичугин прожил в полной безызвестности. Единственное, что осталось от того времени, — это строки из дневника: “Счастье человека состоит в нравственности, любви и труде”.

Выставка “Художник Сергей Пичугин. Живопись” открыта на антресолях ЦДХ по 11 октября.



    Партнеры