“Шоком” сыты по горло

Под занавес 15-го фестиваля, когда наконец выглянуло солнце, на пляж пансионата вышли молодые режиссеры и актеры

27 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 243

“Я хочу сделать заявление. Не важно качество фильмов, не важна их ориентация. Важно, что люди приезжают сюда и хотят понять смысл жизни в этом мире наживы и чистогана”, — с этого заявления актера и режиссера Александра Баширова начался фестиваль “Киношок” в Анапе. Им и закончился.


Под занавес 15-го фестиваля, когда наконец выглянуло солнце, на пляж пансионата вышли молодые режиссеры и актеры. Море было холодным. И они стали прыгать в длину — соревноваться. Тут неожиданно появился актер Станислав Любшин. Весь фестиваль он, после инсульта, ходил осторожно, опирался на выданный в качестве сувенира зонтик, как на палочку. А тут, отбросив зонтик-палочку, убыстрил шаг и побежал — на глазах у молодых. Потом прыгнул — вместе с ними. И победил.

Что останется от последнего “Киношока”? Как актриса Галя Бокашевская по ночам в пресс-центре сочиняла письма-рассказы про свою любовь Аргентину, где она 7 месяцев снималась в российско-аргентинском сериале длиной больше ста серий “Любить — значит предать”. Как актер-режиссер Саша Баширов танцевал на закрытии с актером-продюсером Александром Шишкиным, с которым они вместе играли в российско-молдавско-украинском фильме “Гусары. Лазутчик”. Фильм участвовал в зрительском конкурсе фестиваля “ТВ-Шок” и получил по итогам голосования второе место. А танцевали они почти что танго. С чувством. С толком. С расстановкой.

Киновед Саша Шпагин перепел на том же закрытии всех артистов, выступавших до него и после него. Артист Сергей Цысс, получивший приз за главную мужскую роль в фильме-участнике “Далеко от Сансет-бульвара”, сказал на пресс-конференции после показа, еще до раздачи наград — искренне, без рисовки, — что он уволился с телевидения, чтобы поехать на “Киношок”. И тут важен не сам фильм (намекающий на историю жизни и отношений Григория Александрова и Любови Орловой, где Сергей сыграл намек на Александрова, а Юля Свежакова — на Орлову), далекий от того, что можно назвать событием в кинематографе, важен поступок.

Георгий Натансон, режиссер-классик, одними только картинами “Старшая сестра” и “Еще раз про любовь” вошедший навсегда в историю кино, в свои 75 тоже приехал на “Киношок”. У него постоянно подскакивало давление, но об этом знали только в медпункте пансионата. Наглотавшись таблеток, человек-легенда ходил вместе со всеми на завтраки-обеды-ужины в столовую, поднимаясь по ступенькам на третий этаж. Когда молоденькая медсестра сказала ему: что ж вы не попросите, чтоб вам в номер еду приносили, он замялся и ответил: ни в коем случае, неудобно, я смогу. А приехал он один — год назад умерла жена, с которой Георгий Григорьевич прожил всю жизнь.

Итоги фестиваля для “МК” подвел председатель жюри — главный киновед Армен Медведев.

— Армен Николаевич, говорят, нас скоро захлестнет поток плохих фильмов об олигархах, которые захотели себя увековечить в кинематографе…

— В свое время я получил взыскание от Счетной палаты России и даже указание снять меня с работы за то, что не умею использовать деньги, отпускаемые на кино. Мне предложили: снимайте фильмы про олигархов, и тогда они будут давать вам деньги. Но мы этого не стали делать. А сейчас… В кино и на телевидении освоение новой реальности происходит быстрее, чем рождение среднего класса. Особенно на ТВ — передачи о том, как красиво отремонтировать квартиру или как вкусно приготовить блюдо из каких-то немыслимых ингредиентов, — это для тех немногих, кто может себе это позволить. Думаю, поток фильмов об олигархах окажется не так серьезен, “как его малюют”.

— И все-таки какое же будущее у нашего кино?

— Оно на перекрестке. Очень активно вторглось клиповое мышление — и здесь, на фестивале, это тоже видно. Но есть и кино, которое просто рассказывает хорошие истории, — назовите его старомодным или традиционным. Для меня один из критериев, по которым я оцениваю кино, если я могу фильм пересказать.

— Вы считаете, государство должно тратиться на кино безвозмездно или продюсеры все-таки обязаны возвращать средства, получаемые ими из госбюджета?

— Я убежден: государство не должно быть ростовщиком, только меценатом. Как и во всех моделях финансирования кино в мире.

— Если бы вы были председателем жюри, судящего не 11 фильмов из стран СНГ и Балтии, как сейчас, а весь российский кинематограф за год, кого бы вы выбрали?

— Фильм — дело штучное, и в один фильм не всегда уложишься… Мне очень нравится то, что делают Николай Досталь, Александр Рогожкин и Алексей Балабанов. Из моих сверстников отмечу, как продолжает снимать Вадим Абдрашитов.

— А актеры?

— Маковецкий и Миронов — оба номер один. Я уважаю Машкова, хотя ему в карьере очень повредило, когда его объявили секс-символом, а он блистательный характерный артист, что в том же “Папе” и продемонстрировал.

— Вы не назвали никого из молодых.

— Павел Майков, например, мне нравится. Правда, новые имена к нам в основном приходят из сериалов и глянцевых журналов, о чем я сожалею. Не буду называть фамилии — не хочу никого обидеть, но вот человек не снимается уже года четыре в чем-то значительном, но на шоссе все вешают его портреты, где он что-то рекламирует как звезда.

— Да, я на днях обратила внимание — Игорь Петренко…

— Это вы сказали. Да, я о нем. Возникли две параллельные жизни. Одна — в реальности, вторая — на рекламных плакатах.

Главный приз “Золотая лоза” — “Сыт по горло!”, режиссер Пеэтер Симм (Эстония—Германия). (Простое и внятное кино о том, как не падать духом, о путешествии четырех человек, которых столкнула судьба, из Германии в Эстонию, в финале которой все они нашли счастье.) Приз за лучшую режиссуру — Алан Бадоев, режиссер фильма Orangelove (Украина). (Дебютное кино лучшего клипмейкера Украины — неудачная попытка love-story, снятая в лучших традициях худшего представления о красоте и чувственности — с точки зрения глянцевого журнала.) Приз за лучший сценарий — Александр Шапиро, фильм Happy people (Украина). Приз за лучшую операторскую работу имени Княжинского — Владас Науджюс, “Ты это я” (Эстония). Лучшая женская роль — Светлана Иванова, Franz + Polina (Белоруссия).

Лучшая мужская роль — Сергей Цысс, “Далеко от Сансет-бульвара” (Россия).

Специальный диплом жюри — дуэту режиссера Михаила Сегала и оператора Максима Траппо.

А приз за честь и достоинство имени Луспекаева “Госпожа Удача” получил Станислав Любшин.




    Партнеры