Путь Марии

Для встречи останков императрицы Валентина Матвиенко оделась не по протоколу

Во вторник в 6.30 утра в Петергофе началась “планерка”: милиция разводила многочисленные посты, должные обеспечить порядок в момент встречи саркофага императрицы Марии Федоровны. К 8 утра стражи порядка заняли свои места, создав “цепочку” с интервалами в 30 метров. В это же время сводный отряд собачек “вышел на дежурство”: ротвейлеры, овчарки и лабрадоры обследовали закоулки парка в поисках опасных предметов. Ничего подозрительного не обнаружили. А к парку начали подтягиваться зеваки. Решено было не перекрывать доступ в Петергоф для “простых смертных”. Но желающим лицезреть издалека процедуру прощания приходилось пройти через “рамочку”. Действовал и фейс-контроль: окрестных бомжей и пьянчужек отсеивали нещадно. Ни к чему было царственным особам лицезреть этих “гаврошей”, потрепанных жизнью…


Представителей королевских домов Европы в Петергоф прибыло немало: датский кронпринц Фредерик и кронпринцесса Мария, Майкл Кентский (принц из Великобритании), греческий король Константин с супругой (он родственник покойной императрицы), а также 59 представителей дома Романовых и французское Общество памяти Российской императорской гвардии.

Для церемонии прощания с императрицей был принят специальный протокол одежды: он состоял из черной шляпы для дам, мужчинам же полагалась более “вольная” форма — темных тонов костюм и длинное “траурное” пальто. Российскую делегацию возглавлял министр культуры Александр Соколов. Он протокола не нарушил. А вот Валентина Матвиенко отказалась от “условностей”: она была без шляпы, с непокрытой головой. Что же касается “заморских гостей”, особой жизнерадостностью, улыбчивостью и живостью туалета отличалась супруга Фредерика, кронпринцесса Мария.

В ожидании прибытия катера с саркофагом высокие гости как по команде выстроились к зелененькому зданию общественного туалета. Распорядители были слегка ошарашены: это заведение хоть и ремонтировали к 300-летию Санкт-Петербурга, но явно не включили в список мест, готовых к посещению царственными особами.

Между тем в церемонии произошла накладка. Датский корабль не смог пришвартоваться в Кронштадте. Ему пришлось причаливать в морпорту Петербурга, где саркофаг был перегружен на российский катер и уже оттуда отбыл в Петергоф.

О прибытии праха Марии Федоровны к пирсу Петергофа возвестили фанфары. Медный саркофаг “Линкольн” был накрыт желтым штандартом с двуглавыми орлами. Гроб с прахом приняли 8 солдат почетного караула — по четыре с российской и датской стороны. От России саркофаг несли служащие церемониального кремлевского полка, от Дании — солдаты парадного полка лейб-гвардии. Через 20 метров саркофаг переставили на автокатафалк и в сопровождении “мигалок” повезли к собору, где два дня будет проходить прощание с прахом, прежде чем императрица обретет вечный покой в Петропавловском соборе рядом с супругом — Александром III.

ХОРОНИТЬ ИМПЕРАТРИЦУ БУДЕТ ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ

В перезахоронении праха императрицы примет участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это его первое после 1998 года посещение Петропавловского собора, где покоятся останки императорской семьи дома Романовых. Патриарх не приехал в июле 1998 года, когда хоронили останки семьи императора Николая II. Более того, до сего дня Священный синод Русской церкви не признал подлинности останков последних Романовых. Но покоятся они в Петропавловском соборе. Будет ли патриарх, служа панихиду, молиться об убиенном императоре Николае II и его семье? Ведь проходить он обязательно будет мимо их гробниц. Будет ли служить с ним опальный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который уже полгода не может попасть на прием к патриарху?

ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ

В день начала церемонии прощания в выставочном зале Государственных архивов Российской Федерации открылась выставка, посвященная императрице Марии Федоровне, матери последнего российского императора. Кураторы выставки — архивисты Ольга Барковец, Алексей Литвин и Сергей Балан. Дагмар — вторая дочь короля Дании Христиана IX. В переводе с датского ее имя означает “солнечная”. Не удивительно, что наследник русского престола влюбился в нее по портрету! Она обладала удивительным женским обаянием, очаровывая и покоряя людей.

Сохранилась очень редкая фотография. Наверное, вся трагедия этой женщины запечатлена на небольшом снимке: со слезами на глазах она смотрит с борта английского крейсера “Мальборо” на отдаляющийся берег Крыма. Это был апрель 1919 года — прощание Марии Федоровны с Россией! Верила, что вернется... Ведь это ее страна, здесь похоронены ее муж, два сына — Александр и Георгий; здесь остались другие дети — Николай и Михаил, внучки — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, больной внук Алексей. Она до конца своих дней так и не поверила в гибель сыновей и внуков.

26 сентября 1866 года принцесса Дагмар впервые вступила на русскую землю. Спустя ровно 140 лет, 26 сентября 2006 года, Мария Федоровна вернулась в Россию, чтобы найти свое последнее пристанище.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру