Как писать вашу Ять

Начертание русского алфавита совершенствуется с древних времен по сей день

30 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 1013

“Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…” — радостно горланят первоклассники уже нескольких поколений. Поют, пока не подозревая, сколько слез прольют над прописями и натрут мозолей, вырисовывая начертания родного алфавита. Откуда растут ноги у буквы А, какого размера шапка у Б? Кто и когда установил правила написания русских букв — узнал “МК” накануне Дня учителя.


— Русский шрифт имеет долгую историю начертания букв, которая идет аж от 988 года, братьев Кирилла и Мефодия. Рассматривая сегодня русский алфавит, мы видим: большая часть рукописных букв в основе своей имеет овал — символ бесконечности, — говорит Нина Федосова, кандидат педагогических наук, автор учебников и прописей для начальной школы. — Вот этот самый овал бесконечности и создает для неподготовленной руки ребенка большие трудности при первоначальном знакомстве с рукописными буквами. Некоторые учителя-практики, стараясь облегчить написание овалов, в свое время заменяли их в буквах квадратами. Но такая практика не прижилась. Существует русский шрифт, и менять произвольно начертание букв недопустимо.

А учатся писать наши школьники по сей день по стандартам, разработанным Министерством просвещения РСФСР еще в 1968 году. Тогда было принято решение ввести в начальных классах обновленную систему письма: безотрывное, т.е. одним росчерком, и безнажимное. Для того чтобы повысить грамотность населения и научить писать быстрее, чиновники упростили существовавший школьный шрифт. Были устранены пламевидные, волосяные и нажимные линии (до реформы, например, при написании чернилами в каждой букве выделялись сильные доли, они получались темнее благодаря нажиму, и слабые, безнажимные), различные графические элементы украшения букв, на выписывание которых требовалось время.

До 1968 года при письме использовалось всего три соединения между буквами: нижнее, среднее и верхнее. Сегодня мы используем аж 12 соединений в зависимости от места нахождения одной и той же буквы в слове.

— Шрифт, как дом, состоит из “кирпичиков” — множества элементов, которые расположены в определенном порядке, — говорит Нина Алексеевна.

Элементы в буквах впервые выделил дореволюционный каллиграфист П.Градобоев. В “Руководстве по чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц, а также для тех лиц, которые желали бы без помощи учителя поправить свой дурной почерк” он ввел штрихи — вспомогательные линии, которые служат для составления букв. Ученики Градобоева пошли еще дальше и выделили элементы букв уже не в штрихи, а в черточки. Их стало больше десяти. Всеми этими элементами мы пользуемся до сих пор. У каждой буквы свой обязательный набор. Например, у а: овал, черточка с закруглением внизу, петля, которая должна непременно быть параллельной основанию буквы.

— Возможно, никто не задумывается, но мы пишем буквы с наклоном в 65 градусов, — говорит Нина Алексеевна. — Когда-то наклон составлял от 45 до 55 градусов. Вообще-то довольно-таки спорно, при каком угле наклона получается писать быстрее и красивее. Например, сам же каллиграфист Гербач, который и ввел 65 градусов, считал допустимым писать буквы как с наклоном, так и абсолютно прямо.

Красивый каллиграфический почерк требует высоких стандартов. Проверить себя можно при помощи обычной линейки: строчная буква по длине и ширине должна быть 4 мм, то же самое касается элементов присоединения букв.




    Партнеры