Правительство грабит бак

Пока чиновники и депутаты уговаривают друг друга, цена на бензин растет

12 сентября премьер Михаил Фрадков встретился с нефтяниками, чтобы попытаться обуздать цены на бензин. Договориться не получилось. Уже после переговоров с 12 по 18 сентября в среднем по России цены на топливо выросли еще на 1%. Таким образом, с начала года по сей день стоимость бензина поднялась на 11,7%. Разные ветви российской власти в попытках как-то решить проблему в очередной раз демонстрируют бессилие.


В начале прошлой недели свою ноту в общие песнопения внес Совет Федерации. По инициативе его спикера Сергея Миронова было принято обращение к правительству с просьбой навести порядок с ГСМ для села. Но все обращения парламента и обещания министров сводятся к сотрясению воздуха. Как заявил Миронов, “должны быть введены пошлины, чтобы перерабатывать нефть стало выгодно внутри страны”, а экспорт сырой нефти стал невыгодным.

Трудно более оторваться от реальной ситуации. С воскресенья экспортная пошлина на нефть установила очередной рекорд — 237,6 доллара за тонну. Нефть уже больше месяца на мировых рынках продается на 20% ниже максимальных августовских котировок. И единственное, чего можно ожидать в этой ситуации, — так это того, что нефтяники, компенсируя высокие ставки пошлины при относительно низкой стоимости “черного золота”, задерут внутренние цены на бензин еще больше.

Правительство? У него вообще, похоже, поменялась точка зрения на роль и значимость автомобильного топлива в жизни как отечественной экономики, так и рядового россиянина. Сначала Греф заявил по итогам встречи нефтяников с Фрадковым, что цены на бензин не должны расти быстрее, чем показатели инфляции, поставив тем самым телегу впереди лошади (именно подорожание топлива и формирует рост цен на все остальное). А потом министр финансов Алексей Кудрин, представляя депутатам Госдумы проект бюджета на следующий год, заявил, что цены на бензин мало влияют на рост потребительских цен в целом. По подсчетам Минфина, доля бензина в инфляции — 0,2%. Вывод основан на том, что с начала 2006 года цены на него выросли на 11%, а инфляция составила 7,2%.

Хотелось бы верить министру, да только не очень получается. Во-первых, из-за того, что инфляция в первом полугодии этого года росла исключительно из-за повышения тарифов естественных монополий. А бензин в этот период практически стоял на месте. Так, по данным Росстата, с декабря прошлого года к началу августа средняя стоимость литра поднялась по стране лишь на 60 копеек (с 16 до 16,6 рубля). Зато к 18 сентября она выросла уже до 18 рублей 1 копейки. И этот рост мы почувствуем и в колбасе, и в яйцах уже в ближайшие недели.

К тому же не следует министру финансов забывать, что у нас, в отличие от западных государств, на которые он ссылается, говоря, что в ряде развитых стран цены на бензин растут ежегодно на 15—20%, а инфляция вырастает только на 2%, нет по большому счету других конкурентоспособных отраслей в экономике. Ведь сам же он признает, что половина доходов госказны зависит от нефти. И потому цены в этом секторе оказывают воздействие на всю экономику. Все причитания о встроенности нашей экономики в мировую оказались очередным бла-бла-бла для успокоения публики. Нефть упала на 25% — почему литр что АИ-92, что АИ-95 только дорожает?

Правительство, по заявлениям чиновников, не может предпринять ничего, кроме очередной попытки договориться о замораживании цен на топливо. Спасибо, не надо. Без подобных договоренностей еще есть шанс на снижение стоимости, а если в дело вступят министры, то и эта призрачная возможность растает как утренний туман. Ситуацию надо менять на уровне закона. Только тогда это будет работать. Нефтяники должны с пеной у рта доказывать необходимость повышения отпускных цен (хотя бы Федеральной антимонопольной службе) чуть ли не на каждую копейку. А при необоснованном удорожании нести ответственность вплоть до уголовной. Как это сделано в США. Нашему парламенту надо принять соответствующий закон.

Впрочем, и чиновники могут сгодиться на крайний случай. Почему бы исполнительной власти не организовать вместо эфемерных и призрачных бирж, где якобы будут торговать свободным топливом, (осталось еще найти такое! — “МК”.) не начать проводить госинтервенции? Как на зерновом рынке. Дешевеет нефть — скупать в госрезерв бензин по сниженным ценам. Дорожает — выбрасывать излишки, чтобы нивелировать рост цен внутри страны. И не надо забывать, что больше половины всей российской нефти добывают госкомпании и аффилированные с ними.

А спикеру Совету Федерации да и остальным депутатам обеих палат не худо бы вспомнить, что права на законодательную инициативу у них никто не отменял. И решение вопроса, как и принятие такого закона, который будет регулировать эти отношения в интересах населения, только в их руках.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру