Большой тупик

Чего хотят друг от друга Москва и Тбилиси?

Два известных политолога — российский, Алексей МАКАРКИН, и грузинский, Гия НОДИЯ, ответили “МК” на вопрос, что должна сделать противоположная сторона для того, чтобы отношения между Россией и Грузией нормализовались. Потепления на обоих полюсах не ожидается...


Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политических технологий:

— Для того чтобы нормализовать отношения с Россией, Грузии надо перестать эпатировать российских лидеров резкими высказываниями, отказаться от планов установления силовыми средствами контроля над Абхазией и Южной Осетией и прекратить интеграцию в НАТО.

Первое будет сделать крайне трудно, учитывая эмоциональный характер грузинских политиков, которые способны сдерживать себя в течение некоторого времени, но в конце концов не могут удержаться от упоминания “фекальных масс” и тому подобных формулировок. Второе невозможно, так как Михаил Саакашвили пришел к власти под лозунгом восстановления территориальной целостности страны, а на мирное возвращение в состав Грузии не согласятся элиты непризнанных государств. Третье также невозможно — как для Саакашвили, так и для всей генерации грузинских прозападных политиков (и находящихся сейчас у власти, и таких оппозиционеров, как лидер консерваторов Коба Давиташвили или экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили) вопрос о вступлении в НАТО является принципиальным.

Все условия, которые устроили бы Россию, может выполнить разве что бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе, если он когда-нибудь станет президентом своей страны. Но пока что он политический эмигрант, а его ведущие сторонники в прошлом месяце арестованы в Грузии по обвинению в заговоре против правительства Саакашвили. Так что в обозримом будущем ожидать “потепления” в российско-грузинских отношениях не приходится.


Гия НОДИЯ, директор Кавказского института мира, демократии и развития (Грузия):

— Во-первых, Кремлю необходимо примириться с тем, что современная Грузия успешно развивается в прозападном ключе. Грузия для себя уже твердо решила, что будет вступать в НАТО и Евросоюз.

Во-вторых, конечно, необходимо урегулировать проблемы Южной Осетии и Абхазии. Россия уже давно и намеренно играет в опасную игру, финансово поддерживая местные сепаратистские режимы. Путину нельзя больше говорить о каком-то “косовском сценарии”. Здесь, в Тбилиси, эти его слова людей порядком раздражают. Я прекрасно понимаю, что одним махом России этой проблемы не решить. Возможно, для осознания того, что эти регионы Москве уже не вернуть, потребуются годы. Путин и его окружение должны для себя уяснить, что тезис о территориальной целостности Грузии — это не просто слова, а воплощаемая реальность.

Третья проблема — это российские миротворцы. Я сторонник популярной нынче в Грузии мысли о том, что миротворческой деятельностью в Грузии должны заниматься объединенные силы Грузии, Украины, Молдовы и Азербайджана. Конечно, и таким образом проблема не будет в одночасье решена, но все же это уже некие подвижки.

Также Россия должна перестать за деньги устраивать в Грузии какие-то свои кампании. Вообще, все проблемы и Грузии и России только лишь в том, что налицо банальная месть. Россия не может простить Грузии то, что народ выбрал другой курс, другой вектор развития, противоположный нашим бывшим союзникам. Но Саакашвили — суперпопулярный политик в Грузии. И России не удастся здесь запутать карты.

— Господин Нодия, вы же понимаете, что ни один из вышеперечисленных тезисов неприемлем для Москвы. И что тогда? Тупик?

— Тогда тупик. Тогда мы обречены на вечные плохие отношения. В том числе и кровавые.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру