140 лет в темпе allegro

Консерватория открывает юбилейный сезон. С надеждами

…В зале все свои. По левому проходу неспешно фланирует (хотя и не праздно) ректор Алиханов. Кивает, раскланивается, расцеловывается. По правому — то же проделывает министр Соколов, здешний профессор… Неистощимая атмосфера Ее Величества Музыки — ее трагедии и ее торжества — вот что вы не увидите так явственно более нигде и никогда, кроме как в стенах легендарной Московской консерватории.


Последние звонки. Оркестр на сцене. Нас приветствует Бэлза; звучит “поздравительная” от Путина; впрочем, речей минимум. Одно лишь: Бэлза указывает на царскую ложу. Там, у самой стеночки, сидят скрытые от глаз Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Зал немедленно норовит встать. Галина Павловна машет из-за занавеси. Есть две четы, при появлении которых (в качестве зрителей) публика аплодирует стоя: Щедрин — Плисецкая и Вишневская — Ростропович. Ценно, что такие пока есть. Соколов и Алиханов буквально выбежали на сцену обнявшись:

— Это наш экспромт! — жаль, что на пару не сыграли, но пару слов сказали. Алиханов обнадежил, что в ходе предстоящего ремонта консерватории “ни в коем случае не повредят акустике”. Соколов же сделал несколько странное пожелание:

— Весной здесь пройдет конкурс им. Чайковского. Но сразу же после него и этот зал, и другие помещения встанут на настоящую реставрацию. И когда работа завершится, можно будет сравнить то, что было сделано Василием Сафоновым в начале XX века (знаменитый директор, отстроивший Большой зал. — Я.С.) и что будет сделано нынче. И уж на 150-летие мы придем как на сияющий замечательный праздник! Давайте пожелаем этого друг другу!

Давайте, но хотелось бы, чтобы работы завершились немного ранее, нежели к 2016—2017 гг, как пошутил министр.

…В концерте играли кантату Танеева “Иоанн Дамаскин” и “Второй” Рахманинова для фортепиано с оркестром (соло Александр Гиндин). Оркестр? Это отдельная история. Здесь уместно вспомнить знаменитые слова Гольденвейзера: “Консерваторский студенческий оркестр настолько хорошо играл, что в один из приездов Артура Никиша в Москву он дал симфонический концерт с нашим оркестром и не выразил никакого неудовольствия по поводу этого исполнения”. Оркестр — это первое, с чего начал Василий Ильич Сафонов, став директором консерватории в 1889 году в возрасте 37 лет. И отрадно, что эта традиция продолжена и донесена спустя столетие на самом высоком уровне (худрук Леонид Николаев). Слушая такой оркестр (и студенческий хор Станислава Калинина) — влюбляешься в музыку. Юноши-девушки верят в то, что делают. А это на сей день — бесценно. И доступно немногим. В этот раз их вел чудесный дирижер Понькин, вел красиво, словно рисуя образ руками. А они ему вторили: где надо — живо и озорно, где надо — “белым звуком” и оторопью… Это — в первую очередь их праздник.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру