Открыточка вместо букетика

Русская деревня с немецкими кирхами

На рубеже XIX—XX веков Шмидтов, Беккеров и Майеров в Москве было чуть ли не больше, чем Ивановых, Петровых и Сидоровых. Малая Дмитровка, Воронцово Поле, Басманная до сих пор известны как традиционные немецкие места старой Москвы, о чем и поведала выставка, открывшаяся в Музее декоративно-прикладного искусства. Немецкие адреса старой Москвы предложено изучать по старинным письмам и открыткам.


Открытка — популярный подарок того времени.

— А вы знаете, что когда мужчина приходил в гости к женщине, он дарил ей именно открытку, а не букет, — говорит известный коллекционер Павел Цуканов, он знает про красивые картонки все. — Так было принято — открытка ценилась выше цветов.

Вот открытка с рестораном “Славянский базар”, где выступал немецкий хор. Вот памятник основателю завода в Ессентуках Ф.Гаазу, крупному промышленнику и меценату. Надпись на постаменте “Спешите делать добро”, — квинтэссенция его жизни.

То, что немец Юргенсон издавал Чайковского, знают все, но кто знает, что русские поздравительные открытки отчасти издавались в Германии? Открытки для русских, изданные в Германии, очень забавны. Вы нигде больше не встретите русскую деревню с немецкими кирхами или Деда Мороза в очках.

Надо заметить, что открытки собирали и обменивали как марки. До революции существовали автоматы, торгующие открытками, а журналы пестрели объявлениями от коллекционеров. Тем не менее при таком обилии и популярности существовал настоящий открыточный дефицит. Достать нужную картинку было непросто. Они выходили сериями и раскупались мгновенно.

Необычные открытки лежали в шоколадных наборах фабрики “Эйнем”. Сладкую продукцию сопровождали, как правило, пейзажи, сцены народного гулянья и фантастические картины “Москва в будущем”. Но только такой знаток, как Цуканов, знает, что оказывается:

— Все миниатюры написаны замечательными художниками, и их имена неизвестны. Дело в том, что, заключая договор с художником, фабрика ставила главное условие — его работа не должна быть подписана: иначе мастера могли просто переманить. Рекламные плакаты “Эйнема”, поздравительные открытки и предметы рубежа веков уносят нас далеко, в ту Россию, которую мы потеряли. Остается добавить, что к открытию выставки написана одноименная книга, а в очереди за немцами уже стоят “Французы в Москве” и “Греки в России”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру