Грузинский аттракцион

На выборах в Тбилиси голосовали целыми кладбищами

Сейчас в Грузии мало кого интересуют результаты местных выборов: все обсуждают обострение отношений с Россией. Тем более что никто не сомневается: правящая партия “Единое национальное движение” получит столько голосов, сколько захочет. Однако больше, чем своего президента, в сложившейся ситуации грузины все же винят Москву. Тем более что официозная пропаганда, мешая правду и вымысел, живописует гонения на простых грузин в российской столице.


День выборов в местные органы власти Грузии тбилисец Александр Борисович провел как обычно: за баранкой. Но клиентов было мало: в честь выборов столичные власти отменили плату за автобус и метро. Поэтому горожане предпочитали пользоваться бесплатным общественным транспортом. Так что день выдался неудачный, но потом повезло: на проспекте Руставели в его машину села российская журналистка. Так что полезное было совмещено с приятным: с возможностью выговориться.

Кто только не работает таксистом в Тбилиси. Такие элитные таксисты были только в Париже после большевистской революции в России, когда белые офицеры и дворяне, цвет русской нации, были вынуждены сесть за руль, чтобы не умереть с голоду. Теперь цвет грузинской нации возит пассажиров по улицам своей столицы. Как будто все эти бывшие советские инженеры, квалифицированные рабочие, учителя стали эмигрантами, никуда не уезжая. На самом деле Александр Борисович вовсе не таксист, а летчик. Причем первоклассный. Его история очень грустная, но вполне обычная. После того как Грузия обрела независимость, он пытался открыть свой учебный авиацентр, перегнал сюда из Ростова четыре вертолета. Тут началась война в Абхазии. Вертолеты конфисковали для нужд фронта и разбили. Во время “революции роз” бывший летчик работал в Пекине представителем процветающей российской фирмы, хорошо зарабатывал.

— Я, как последний дурак, поверил Саакашвили, когда тот призвал всех грузин вернуться из-за границы на родину, — рассказывает таксист. — Думал, мои знания и опыт могут послужить Грузии. Я ведь помимо Китая был во многих странах Европы, кое-чему там научился. Предлагал свои проекты по развитию грузинской авиации. Однако оказалось, что свое дело здесь невозможно начать, не имея хороших связей в правительстве. Максимум, что мне предложили, — это быть представителем в Китае одной авиакомпании. Но они меня кинули: компания лопнула, и получилось, что я прожил три месяца в Пекине за свой счет.

После этого бывшему летчику пришлось продать свою квартиру в Тбилиси, чтобы купить компьютеры и открыть интернет-салон. Однако салон ограбили, технику похитили. Оставалось только сесть за баранку.

— На выборы я идти не собираюсь: зачем, если все решено заранее? — говорит он. — У нас с 1995 года не было выборов, все голосования фальсифицировались. Так что от моего голоса ничего не изменится.

— Если выборы фальсифицируются, почему же народ не выходит на улицы? Ведь в 2003-м вышли именно из-за фальсификаций.

— Народ и тогда не выходил, не смешите, вы что, верите, что была революция? Саакашвили — конченый идиот, но и то, что сейчас делает Россия, просто глупо. Вот Турция, пока Россия нас пугает, просто тихо входит в Грузию и все здесь прибирает к рукам. После распада СССР все республики и люди в них похожи на цыплят: наседку убили, и они мечутся, не знают, что делать, что правильно, что — нет. Обидно, что Россия нас бросила. Мы вместе выиграли Вторую мировую войну. Мой отец похоронен под Псковом, почему я должен брать визу, чтобы попасть на его могилу?

На большинстве избирательных участков в Тбилиси было тихо и малолюдно. В 12 дня председатель комиссии района Мтацминда сообщил мне, что из 43200 избирателей, занесенных в списки, здесь проголосовали 5200 человек. То есть всего 12%, а ведь это центральный, элитный район столицы, где активность избирателей традиционно очень высока… То же было и в районе Глдани. Район Глдани считается в Тбилиси “спальным”. Здесь живет большей частью простой народ, много безработных. Недалеко от 177-й школы находится площадка аттракционов: карусели, качели и другие детские радости. Эти карусели открывал лично президент.

— Мне непонятно, почему власти только и делают, что открывают везде карусели и фонтаны? — говорит молодой человек лет 25 по имени Зураб. — Как будто им не на что больше тратить деньги. Людям работать негде. И я, и мой старший брат сидим дома. А у нашего президента что ни день — то новый аттракцион. Я проголосовал за лейбористов, может быть, они что-то сделают для народа.

Когда я уже собиралась уходить с этого участка, меня остановила женщина, которая на входе проверяла специальным аппаратом наличие отметки на руках избирателей. Это делается, чтобы люди не голосовали по нескольку раз.

— Напишите, что мы все очень переживаем из-за того, что так происходит с Россией, — сказала мне Нино. — Виноваты политики, а страдают простые люди. Мы очень боимся, что Москва отключит свет и газ. И войны очень боимся.

Рядом с участком на улице Чубинишвили собралась большая толпа возбужденных людей, которые кричали друг на друга. Как рассказала член участковой комиссии Мзия Гугианишвили, причиной конфликта стал руководитель местной организации правящей партии “Единое национальное движение”. Вместе с сотрудниками комиссии он ездил по домам избирателей, которые не могли прийти на участок, с урной для голосования и агитировал их голосовать за свою партию.

— Если бы это сделал кто-то из наших, то нас сняли бы с выборов, — говорит Паата Джибладзе, координатор городской организации лейбористов. — Выборы проходят с большими нарушениями. У нас есть информация, что “националы” привозят своих сторонников на участки на муниципальном транспорте. Многие избиратели не находят себя в списках. Все члены Центральной избирательной комиссии, окружных комиссий — сторонники Нацдвижения. В участковых комиссиях сторонники правящей партии составляют большинство.

Оппозиционеры утверждают, что на этих выборах в списках было почти столько же “мертвых душ”, как и во времена Шеварднадзе.

Ближе к концу голосования на одном из участков чуть было не произошло настоящее сражение. После того как наблюдатели от лейбористов заявили о серьезных нарушениях, на участок ворвались полицейские, вооруженные автоматами, которые заставили всех встать к стенке с поднятыми руками.

— Мы зафиксировали несколько фактов, когда человек похоронен в Ереване или в Афинах, а уже проголосовал здесь, — говорит Закареишвили. — Голосуют целыми кладбищами. Или дом еще не достроен, а его жители уже голосуют. В то же время многие живые избиратели себя в списках не находят.

По данным республиканцев, на 17 часов явка составляла 20%. Однако, согласно последним изменениям избирательного закона, теперь в Грузии выборы считаются состоявшимися при явке 30%. Поэтому руководители Грузии имели все основания начинать праздновать свою победу, не дожидаясь результатов голосования. Что они и сделали, открыв праздничный вечер в кинотеатре “Руставели” еще до того, как в ЦИК поступила информация с участков.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру