Для Арктики нашлась подходящая “тара”

Французы отправили к Северному полюсу мусорную дробилку

Мы тут, в Москве, еще наслаждались теплыми деньками бабьего лета, а у них там уже зима орудовала. Снег, лед, температура под минус десять… В начале сентября международный экипаж французской яхты “Тара” по собственной воле вморозил свое судно в арктические льды на 80-м градусе широты. Небольшое суденышко начало долгий полярный дрейф, который должен повторить уникальную эпопею вековой давности, когда вглубь Арктики проник легендарный “Фрам” под командованием знаменитого исследователя Фритьофа Нансена.

На днях в столицу вернулся один из российских участников первого этапа экспедиции — вице-президент Ассоциации полярников России Павел СЕЛЕЗНЕВ, который провел на “Таре” более двух недель, занимая все это время должность заместителя капитана яхты по науке. С ним встретился репортер “МК”.


— Французская яхта отправилась в российскую Арктику, чтобы повторить маршрут норвежского полярника… С чего бы вдруг такой компот?

— Эта экспедиция задумана французами как “большое полярное приключение”. Главные его организаторы — Бернар Бюиг и Этьенн Буржуа. Оба они уже давно увлечены Арктикой, участвовали в походах на Северный полюс. Буржуа — успешный предприниматель, владелец фирмы, опытный яхтсмен. В 2003 году он купил эту яхту — специально, чтобы использовать ее для дрейфа через приполярные районы Арктики.

Путешествие рассчитано на два года. Сейчас завершен первый, наверное, самый ответственный этап: “Тара” добралась своим ходом из Франции до Мурманска, затем по Северному морскому пути — до Тикси, а в конце августа вышла оттуда на север и успешно пришвартовалась к мощному ледяному полю в 500 километрах от Новосибирских островов. Усиливающиеся морозы быстро построят вокруг судна сплошной массив льда, вместе с которым “Тара” и должна совершить долгий путь через Арктику — примерно по тому же маршруту, что и нансеновский “Фрам”. Если все пойдет нормально, дрейф завершится где-то в районе Гренландии, когда яхта вновь окажется на чистой воде.

— Не опасно ли отправляться в “ледяную пасть” Арктики на яхте? Там и ледоколам-то тяжело…

— Так ведь они совершают активное плавание, а “Тара” будет дрейфовать. Эта моторная яхта имеет водоизмещение почти 200 тонн и построена специально для рейдов в ледовой остановке. Корпус сделан из прочного сплава и имеет яйцеобразную форму. Поэтому при сжатиях льда яхту должно не раздавливать, а выпирать вверх. На судне созданы все необходимые условия для комфортного проживания в суровых зимних условиях. Каюты (в общей сложности на “Таре” есть места для 17 человек) снабжены центральным отоплением. Запасов на борту хватит в течение года (их будут пополнять по мере надобности грузовыми авиарейсами). А для экономии горючего на яхте смонтировали ветряк — ветроэнергетическую установку. Французы позаботились и об экологической чистоте судна: чтобы не загрязнять Арктику, на “Таре” предусмотрена большая емкость для сбора канализационных вод, а кроме того, установлена дробилка для мусора и уплотнитель отходов.

— 31 августа “Тара” вышла из порта Тикси в море Лаптевых. 3 сентября встретились с ледоколом “Капитан Драницын”, и он повел яхту к мощной льдине, которую сотрудники экспедиции, находящиеся на борту ледокола, заранее подыскали для швартовки “француженки”.

8 сентября основную часть людей с “Тары” вертолетами вывезли на материк. На яхте остались зимовать 8 человек: 5 французов (доктор, два механика, электронщик, кинооператор), новозеландец-биолог и двое россиян — сотрудник Арктического НИИ, опытный зимовщик Виктор Карасев (на яхте он выполняет обязанности радиста) и Гамет Агамирзаев из Хатанги — мастер на все руки… Есть еще две собаки-лайки, которые нужны, чтобы охранять лагерь от визитов белых медведей: одну из них специально привезли из Якутска, а вторую — совсем еще щенка — подарили Этьенну Буржуа прямо там, в Тикси. Француз даже назвал пса по имени этого заполярного поселка.

— И долго этим обитателям “Тары” жить в уединении?

— По плану такой маленький экипаж останется на яхте вплоть до конца февраля. Никаких научных работ в это время проводить не планируется. Главная цель первого этапа экспедиции — проверить, как будет вести себя яхта в сложной ледовой обстановке. Ну и, конечно, обжиться на месте. Под руководством Агамирзаева они даже русскую баньку на льдине построят… А с 1 марта запланировано начало следующего этапа путешествия: на “Тару” должно высадиться пополнение — проводить во время арктического дрейфа работы по научной программе “Домоклес”, спонсируемой Евросоюзом и направленной на исследование взаимодействия “атмосфера—лед—океан”.

— А вдруг “Тара” не выдержит напора ледяных полей? Зимовщикам предстоит повторить подвиг экипажа парохода “Челюскин”?

— Если яхта окажется в опасности, людей с нее сразу же эвакуируют с помощью авиации. Чтобы вертолеты могли выполнить такой дальний рейс, мы сейчас устроили аварийные запасы авиационного топлива: один на острове Котельном, а второй — неподалеку от самой яхты. Прямо на льдину выгрузили специальные резиновые емкости с 30 тоннами керосина.

— Может ли “Тара” оказаться в точке Северного полюса?

— Очень трудно сказать заранее: слишком много факторов влияет на траекторию движения. В свое время я работал на научной станции СП-19, которая дрейфовала примерно в этом же районе, и тогда мы прошли всего километрах в десяти от полюса. По последним сведениям, с начала дрейфа яхта “Тара” уже преодолела вместе со своей “родной” льдиной порядка сорока миль в направлении на север. Пока все идет по плану.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру