Кола из пробирки

Когда в московские кабинеты истории придет виртуальный Наполеон?

9 октября 2006 в 00:00, просмотров: 625

Школьный класс размером в пять с половиной тысяч квадратных метров? Это не фантастика! Именно в такой мегакабинет — химии-физики-биологии-истории-иняза-ОБЖ-труда-математики-литературы — превратился на время ежегодной всероссийской выставки “Образовательная среда” один из павильонов ВВЦ.


Уже восьмой год подряд производители школьных и вузовских товаров со всей России привозят на показ в столицу свои самые последние разработки: электронные учебники, многофункциональные доски, виртуальные лаборатории... Для многих посетителей такая выставка — уникальный шанс воочию познакомиться с ноу-хау, о которых их родные альма-матер пока могут только мечтать. Корреспондент “МК” изучил стенды и составил образ школы будущего.

ЦИТАТА Руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин: “На выставке “Образовательная среда-2006” представлены новейшие технологии, учебная техника, оборудование, которые будут закупаться в рамках приоритетного нацпроекта “Образование” вузами и победителями конкурса на лучшую школу”.

Экономим на реальности

Хит выставки — виртуальные лаборатории. Например, чтобы будущие инженеры изучили обязательный курс про микроконтролеры (микросхемы, без которых сегодня даже паровые утюги не обходятся), нужно демонстрационное оборудование за десятки тысяч рублей. У какого колледжа есть такие деньги? На помощь приходит компьютерная программа, имитирующая работу “живых” приборов. Выгода очевидна: экономим на “расходных материалах”, и ученик может, не дергая профессора, тренироваться дома. Виртуальные лаборатории физики, химии, биологии уже используют на уроках в ряде школ.

Все под контролем

Уфимский колледж радиоэлектроники представил на выставке “автоматическую систему управления учебным заведением”. Эта система — своего рода Большой Брат, который неусыпно следит за порядком в альма-матер. На входе студентов колледжа встречает автоматический турникет: пропускает только по именным пластиковым карточкам. Далее, в вестибюле, установлен электронный информационный киоск — стол на металлической ноге со столешницей-монитором. Ученик прямо на экране набирает пальцем свой индивидуальный код. И открывается доступ к базе данных: можно просмотреть текущие оценки, узнать, какие из них пойдут в диплом. Для лучшей наглядности выводится персональная диаграмма успеваемости: круг разбит на сектора “двоек”, “троек”, “пятерок”. “Подправить” оценки нельзя — система заблокирована для таких операций.

Рабочие места всех руководителей уфимского колледжа оснащены компьютерами. Машины объединены в локальную сеть. Специальная компьютерная программа анализирует успеваемость учащихся и выдает рекомендации директору: студента Х — поощрить стипендией, на студента Y — подготовить приказ об отчислении. В колледже снимают на цифровую камеру наиболее интересные уроки и складывают в электронный архив. Студенты колледжа могут получать по sms-рассылке расписание уроков.

Наглядеться не могу!

Уроки должны поражать воображение. Причем в прямом смысле. Для этого, например, тусклая школьная доска заменяется интерактивной. На огромном плоском мониторе можно не только писать, но и сохранять свои тексты “внутри” доски, а также извлекать на свет разные схемы и картинки из электронной базы данных. Более того, все изображения с монитора можно распечатать и раздать ученикам. На интерактивной доске будущего запросто показать, как молекулы объединяются в новое вещество, как русские войска наступают на Наполеона или как распускается бутон розы.

Другое ноу-хау — мультимедийный лингафонный кабинет. В нем аудиотехнологии объединяются с видео. Кроме традиционных наушников и магнитофонов, “в бой вступают” компьютеры: вы слушаете текст, а на мониторе компа появляются запоминающиеся картинки. Говорят, “мультиинформация” лучше откладывается в голове.

СПРАВКА "МК"

За 2001—2005 гг. в РФ произошло сокращение количества учащихся на один компьютер с 500 до 80 человек. Но до сих пор 40% сельских и 20% городских школ не имеют современных компьютерных классов. В рамках нацпроекта “Образование” до 2008 года запланировано подключение всех российских школ к сети Интернет. Благодаря Интернету педагоги смогут, например, перекачивать на свой компьютер специальные мультимедийные модули (текст + аудио- и видеоматериалы) для уроков по физике, химии и т.д. Кроме того, в этом году планируют потратить более 200 млн. рублей на оснащение школ интерактивными досками.


Федеральный центр наглядных средств обучения при Минобрнауки представил на выставке самые свежие пособия для кабинетов литературы. Благодаря диафильмам, слайдам, постерам, электронным презентациям обычный урок становится похож на поход в театр или музей. Допустим, ученики могут прослушать записи голоса Блока, Толстого, посмотреть на копию экзаменационной работы ученика 2-го класса Владимира Маяковского 1904 года, сравнить иллюстрации разных художников к романам Достоевского. Чтобы создать 3—4 набора постеров по писателям, у сотрудников федерального центра уходит целый год: работают в архивах, добывают материалы в литературных и исторических музеях.

Дети в цвете

Как будут одеваться ученики школы будущего? Своим мнением с “МК” поделился известный кутюрье Вячеслав Зайцев: “Унифицированные костюмы — это скучно и утомительно. Школе нужна не форма, а школьная одежда. Можно разработать целую коллекцию, объединенную общим цветовым решением, чтобы создать некий образ школьника вообще. В этом смысле одежда будет дисциплинировать, прививать начальную эстетическую культуру. И вместе с тем у ученика останется возможность пофантазировать, выбрать из коллекции свой вариант. Внешний вид людей, в том числе и одежда, — это проявление внутренней культуры человека, его души”.




Партнеры