Ого-го, ЕГО!

Госэкзамен все еще вызывает много споров

9 октября 2006 в 00:00, просмотров: 376

Отношение к Единому государственному экзамену, который Минобразования и науки грозится ввести во всех российских школах уже в 2009 году, в обществе до сих пор не однозначное. Это еще раз показал и “круглый стол” “Плюсы и минусы законопроекта”, который состоялся на днях. Интересно, что противников образовательного новшества на нем оказалось гораздо больше, чем сторонников.


— Проект законопроекта о введении Единого госэкзамена уже внесен в Госдуму и вскоре будет рассмотрен в первом чтении, — начал дискуссию председатель Всероссийского фонда “Образование” профессор Сергей Комков. — С 2009 года ЕГЭ станет обязательным для всех российских школьников. Это коснется не только процедуры выпускных и вступительных испытаний, но и всей системы образования. Повсеместное введение ЕГЭ представляется нам ошибочным. Мы не против тестовой системы как таковой, она играет положительную роль при промежуточной оценке знаний. Но когда тест проводится один раз, в самом конце обучения, и в результате его решается судьба человека, то он теряет свое обучающее значение. Ребенок приходит на ЕГЭ в состоянии стресса, с трясущимися руками. Это уже получается не экзамен, а рулетка.

Комкова поддержал депутат Госдумы Сергей Глазьев: “Единый госэкзамен сейчас слишком заформализован. Это бюрократический подход к оценке знаний ученика. Так проще управленцам — не надо задумываться о содержании и качестве обучения, брать на себя ответственность, гораздо проще разработать формальные тесты. Вряд ли ЕГЭ спасет нас от коррупции (а это один из главных аргументов в его пользу), и вряд ли он будет способствовать продвижению учеников в престижные вузы — они найдут способ обойти госы. Но зато мы ориентируем школу исключительно на результат ЕГЭ, который становится главным показателем эффективности ее работы. Вместо разнообразного и глубокого обучения школа озаботится только подготовкой к госэкзаменам. Начнется банальное натаскивание на тесты. Уже сейчас полно пособий с подробными инструкциями, как сдать ЕГЭ. Школьные учебники в этой ситуации становятся ненужными. Учителя будут стараться, чтобы их ученики показали максимальные результаты на госах, и не исключено, что станут им в этом активно помогать”.

К Глазьеву присоединился и заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Алексей Чернышов: “Нам нужен умный, образованный гражданин. Отвечают ли тесты этой задаче? Нет. Они ничего не говорят о человеке, о его качествах. Нам же нужна вся совокупная информация о школьнике — его оценки во время учебы, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. Могут учитываться и результаты госов — как один из параметров. Вузы должны знать, кого берут в студенты, их нельзя ограничивать в выборе абитуриентов. А им говорят: принимайте только по ЕГЭ-баллам”.

Коллегам возразила замдиректора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева, представляющая группу разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ: “Государственный экзамен в виде тестов есть почти во всех европейских странах, а также в Америке, странах Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Он направлен на то, чтобы выяснить, насколько выпускник школы умеет применять полученные знания на практике. Это независимая государственная оценка знаний ученика, работы педагогов, слепок со всей школы. Единый госэкзамен вскрыл такие проблемы в обучении, о которых мы раньше и не подозревали. К тому же в тестах проверяются не только заученные факты и формулы. В них есть третье задание, в котором школьнику предлагается высказать свое собственное суждение — выбрать определенную позицию и привести соответствующие аргументы в ее пользу. Так оцениваются творческие, логические и аналитические способности ученика. ЕГЭ — это наша собственная модель, которая выросла на традициях российского образования и вобрала в себя все самое лучшее из него”.

Своя точка зрения у сопредседателя совместной комиссии по законодательной деятельности Российского союза ректоров и Минобрнауки Николая Гриценко: “Имеют ли тесты право на существование? Да, имеют. Если они кого-то устраивают и проходят добровольно. Школьники должны иметь право сами выбирать форму государственной аттестации. Это могут быть ЕГЭ, традиционные экзамены, собеседование. Кроме того, должны учитываться результаты профессиональных конкурсов и олимпиад. Вместо ЕГЭ должно быть ЕГО — единое государственное оценивание, учитывающее все достижения ученика за 11 лет обучения. Мы настаиваем на многообразии форм сдачи выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы”.

“Мне вообще непонятно, к чему такая спешка с ЕГЭ? — задал вопрос бывший министр образования Евгений Ткаченко. — Сначала хотели ввести госы с 2006 года, потом передвинули на 2008-й, теперь решили окончательно — с 2009-го. А эксперимент все еще продолжается. Может быть, стоит сначала его закончить, посмотреть результат, а потом уже принимать решение на государственном уровне? Такая форма аттестации, как ЕГЭ, позволяет проверить сумму знаний и механическую память, но не оценивает способности и возможности детей. А основной целью образования является системное развитие мышления. Главное — это научить детей алгоритмическим способам решения поставленных задач. Единый государственный экзамен не дает возможности это сделать. Я считаю, что люди, допускающие творческие ошибки, лучше, чем те, кто вызубрил учебник и потому сдал экзамены по ЕГЭ на “отлично”. Следует помнить, что наукой движут безумные идеи, и она основана на нестандартных подходах”.

Между тем. Как стало известно “МК”, весной 2007 года в московских школах выпускной экзамен по русскому языку пройдет в форме ЕГЭ. Его результаты обяжут учитывать все столичные госвузы. Такое решение принял президиум московского отделения Российского союза ректоров. Остальные школьные предметы разрешат сдавать или в форме ЕГЭ, или традиционным способом. Как подчеркнул глава объединения ректоров Москвы и Московской области Игорь Федоров, право выбора останется за учеником.


А что вы думаете о введении ЕГЭ? Так ли страшен гос, как его малюют? Если вы или ваш ребенок имели опыт сдачи ЕГЭ, опишите нам свои впечатления и пришлите их по e-mail sergeev@mk.ru




Партнеры