Бренд сумасшедшего

Гитлер стал популярным товарным знаком

10 октября 2006 в 00:00, просмотров: 334

В последнее время фигура Гитлера становится одной из популярных в российском обществе. Повсюду — в магазинах, на рынках и развалах — продается нацистская символика и портреты фюрера. А аудиозаписи фашистских маршей легко купить на митингах, в том числе коммунистических.

О Гитлере идут передачи по ТВ. О Гитлере пишут книги на русском. В видеоларьках можно приобрести документальные фильмы и о нем, и о Третьем рейхе вообще. Продавцы радуются отличному спросу и сами предлагают что-нибудь новенькое.

Эксперты же бьют тревогу: пристальное рассматривание этой личности может завести намного дальше, чем кажется. Если уже не завело. Участившиеся вылазки нацистов, в том числе и в Москве, где уже на Пушкинской площади средь бела дня кричат “Хайль!”, это подтверждают.

Фашизм в стиле дисков

На обычном дорожном знаке ограничения скорости, стоящем на Химкинском бульваре, некий любитель нарисовал свастику. Знак висел почти две недели. Смотрелся выразительно. Виден был издалека. На днях его наконец поменяли. Но тенденцию не изменишь: теперь дорожники ждут, где в очередной раз появится нацистский символ. Кстати, на днях в этом же районе, на проезде Донилайтиса, наш читатель видел свастику, любовно нарисованную на асфальте, где раньше писали “Я люблю тебя, Маша!”.

Еще в 1997 году Мосгордума приняла Закон о запрещении распространения и тиражирования нацистской символики. А в 2002-м появился Федеральный закон об экстремистской деятельности. Известны факты, что в Зеленограде и на рынке “Вернисаж” в Измайлове несколько лет назад привлекали продавцов за торговлю нацистской символикой, даже арестовывали на пару суток. Но это было давно. Затем прокуратура смягчила санкции — исключила арест. Теперь реально у продавца могут лишь конфисковать товар и выписать небольшой штраф.

В подземном переходе у Манежной площади останавливаюсь у ларька с DVD. Тут душа порадуется у любого ценителя документального видео. Фундаментальное исследование фашистской Германии, фильм на двух дисках под названием “Нацизм. Предостережение истории”. Этот один из самых дорогих проектов BBC с многомиллионным бюджетом вышел в российский прокат в 2005 году. И сразу пошел нарасхват. По словам продавцов, не только у тех, кому нужно это самое предостережение:

— Берет эти фильмы в основном молодежь.

— Студенты-историки? — интересуюсь я.

— Бывает, и историки. Но в основном всякие странные типы. Подробно расспрашивают, нет ли каких новинок о фюрере, интересуются.

В других точках удалось найти целое “собрание сочинений” из девяти дисков “Хроники Третьего рейха”. Документальное кино о жизни диктатора, о его приспешниках, окружении, любимой женщине, идеях и взглядах. Один диск стоит 100 рублей, вся коллекция выйдет под тысячу. Имя Гитлера фигурирует в исторических фильмах “Вторая мировая: факты и хроника”.

А вот серия дисков “Диктаторы: тайны великих вождей” рассказывает о 50 покушениях на жизнь предводителя фашизма и объясняет, почему все они оказались безрезультатными. “Гитлер был провидцем, посланным свыше. Поэтому все покушения он предвидел заранее”, — сообщалось в кратком содержании фильма. Действительно — чем не “великий вождь”?

В Москве можно почитать фюрера

На рынке “Вернисаж” много спортивно-музыкальной атрибутики. Рынок задушили красные майки с надписью “Жирков”, “Лоськов” и напульсники “Гражданская оборона”. Но и вопросы о фашистской символике торговцев в ступор не вводят. По всему видно, задаю я его не первая.

— Были наклейки на рукав со свастикой, всего по 50 рублей, — сказал продавец, — сейчас посмотрю, остались ли.

Нужной наклейки не нашлось (“скоро еще подвезут, зайдите”), и мужчина предложил купить бандану с черепами в гробу, по-видимому, посчитав свастику и гроб синонимами.

Уже на входе в метро “Партизанская” нос к носу сталкиваюсь с двумя бритоголовыми братками в наглухо застегнутых кожаных куртках. У каждого на рукаве красуется… что бы вы думали? Огромная белая свастика от плеча до локтя. Проводив парочку взглядом, понимаю: “Все-таки продают. Видно, плохо искала”.

— Я считаю, что символика, даже фашистская, уже не играет той роли, что раньше, — благодушно сказал милиционер, как раз прогуливающийся от метро до рынка. — Она воспринимается скорее как эпатаж. Так что не переживайте: ну, продают торговцы свастику, и пусть продают. Никому от этого хуже не будет.

После похода на “Вернисаж” мне удалось поговорить с молодым человеком — почитателем Гитлера.

— Насколько важна для вас символика? — спросила я у Дмитрия (так он представился).

— Очень важна! Она действует на уровне подсознания, инстинктов, животной психики, подбадривает, что ли. Дает уверенность, что сила — за ними. Я знаю подростков, которые не принадлежат ни к какой партии, ни к какой организации, но им тоже нравится носить футболки со свастикой или челом фюрера. А вообще мы используем символику в ритуалах.

— Что вы имеете в виду? Факельные шествия проводите?

— Нет, шествия не практикуем. Мы собираемся группами на природе, причащаемся мясом, поем наши (читай: фашистские. — Авт.) гимны. Нам нравится, что фильмы про фюрера сейчас появляются, книги продаются.

На книжных развалах литературы о Гитлере пруд пруди. Названия типа “Олигархи в черных мундирах” или “Ночь длинных ножей” больше напоминают дешевое чтиво из разряда бульварных романов. И аннотации соответствующие: “Подробный ответ на вопрос: что такое бизнес по-нацистски”. Цена такой книги всего 50 рублей. Есть литература посерьезнее — все та же серия “Хроника Третьего рейха” в нескольких томах (от 200 рублей). А как насчет “Майн кампф”?

— Официально продажа этой книги Гитлера запрещена, — говорит эксперт Московского бюро по правам человека Семен Чарный. — Но время от времени она появляется в разных городах России и зарубежья. Иногда даже в открытой продаже. Например, недавно я видел “Майн кампф” на лотке в подмосковном Пушкине.

Другой эксперт Московского бюро по правам человека Сергей Ступин, побывавший не так давно в Краснодаре, обнаружил, что в городе продается немало книг шовинистического толка. Правда, “Майн кампф” на прилавках не лежал, но продавец пообещал доставить эту книгу в течение 3 дней, если сделать заказ. Зато легально можно купить опус некоего А.Дмитриева “Прелюдия к изучению нацизма. Эксплуатация национально-расовых воззрений А.Гитлера. По книге “Mein kampf” (Москва, 2004). В книге 200 страниц, она почти на треть состоит из гитлеровских цитат и выпущена без указания сведений об издательстве и тираже. Этот опус, по словам правозащитника, можно найти и в Москве.

Любящий Гитлер пугает правозащитников

Где грань между историческим интересом и пропагандой идей нацизма? Она очень и очень тонкая. Хотя на первый взгляд все вроде бы просто: если у человека обычный исторический интерес к персоне Адольфа Гитлера, он не станет пропагандировать фашизм. Но опасность в том, что в России персона Гитлера сейчас обеляется, хотя и косвенно. И, как говорят правозащитники, этот процесс охватывает все общество, начиная от тупорылых фанатов диктатора и заканчивая высоколобыми интеллигентами.

Специалисты, с которыми удалось побеседовать “МК”, уверены: популяризация какого-либо явления грозит тем, что со временем оно начинает восприниматься как норма. И особенно опасно искать у злодея “человеческое лицо”, что любят делать авторы книг и телепрограмм.

— Ведущий Виталий Вульф в своем цикле передач очень талантливо рассказывал о любви Евы Браун к Гитлеру. Прямо аж рыдать хотелось, — говорит председатель Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин. — У него же была передача о Бенито Муссолини: целый час Вульф излагал, как его любили итальянцы и женщины, а он любил свою родину и просто пытался расширить ее территорию, — тоже хотелось рыдать. Я не обвиняю Вульфа в сознательном возвеличивании диктаторов. Но мне кажется, что пока живы люди, помнящие бомбежки и концлагеря, а также их прямые потомки, убеждать общество в том, что Гитлер тоже человек, по меньшей мере неэтично.

— 4 ноября, в День народного единства, мы снова, как и в прошлом году, с ужасом ждем фашистский марш, — продолжает г-н Прошечкин. — Мы обращались в прокуратуру, пытались возбудить уголовное дело. Но прокуратура не усмотрела в фашистском марше ничего плохого, а суд встал на сторону прокуратуры. Между тем мы стоим у начала конца: выросло поколение молодежи, которое считает, что убить кавказца — это подвиг. И потому нужно принимать меры. И очень срочно.


А КАК У НИХ?

С НАЦИЗМОМ БОРЮТСЯ ЧИСЛОМ

Нацистская символика к производству и распространению в Германии находится под строжайшим запретом. За его соблюдением неустанно бдит федеральная контрразведка — ведомство по охране Конституции.

Поэтому, например, продажа дисков с неонацистским роком (по саунду, кстати, напоминающим, как ни странно, постпанковскую музыку) производится только через Интернет. Посылки с неонацистскими хитами приходят по почте, скажем, из соседней Голландии, имеющей в плане неонацистских атрибутов намного более “демократичное” законодательство.

Тем не менее неонацистский дресс-код, особенно среди молодежи, существует. Это могут быть различные надписи ветвистым старогерманским шрифтом вроде Ich bin stolz ein Deutscher zu sein” (“Я горд быть немцем”) на защитного цвета куртках или же специальные полусапожки десантного типа. Купить подобные вещи можно в специальных магазинах. Тем не менее государство пытается бороться и с подобными скрытыми проявлениями неонацистской моды. Увидеть это можно на примере одного ремесленного училища в городке Вайнштадт. В нем “фашикам” запрещено появляться в “бомберякен” (рубашках), в бейсболках с нашивками “88” (это число является символом приветствия “Heil Hitler!”, поскольку буква “H” является восьмой по счету в латинском алфавите).

К неонацистской моде также принадлежат железные кресты, белые шнурки, различные вещи с номерами 18 (Адольф Гитлер), 28 (цифровая аббревиация названия запрещенной неонацистской организации Blood & Honour), а также футболки с надписями вроде “European Master Race” (“Европейская господствующая раса”). Впрочем, эти предметы без проблем можно приобрести на приграничных с Германией польских базарах.

Кстати, когда-то произошел скандал из-за того, что поляки решили издать для немцев “Майн кампф”. Для пресечения этого беспредела свободное государство Бавария решило воспользоваться авторским правом фюрера и запретить издание книги: после войны имущество Гитлера, включая его авторское право, американцы передали в распоряжение Баварии.




    Партнеры