От музыки PIANы

Катя Мечетина: “...Когда рояль сам играет под руками”

11 октября 2006 в 00:00, просмотров: 182

— Все выключили свои мобильные? — конферансье подозрительно выждал 3-минутную паузу. За которую все напоследок чихнули, поскрипели стульями и докомкали фантики. — Дмитрий Коган (скрипка) и Екатерина Меч-ч-четина! — Последнее было произнесено явно с “цирковым прононсом” — “на арене”… Так Московская консерватория завершает юбилейную (140 лет) неделю и плавно переходит к изумительному фестивалю Эмиля Гилельса — легендарного пианиста и педагога, коему в этом году исполнилось бы 90…


Но — пару слов о концерте Кати. Вместе со скрипачом Дмитрием Коганом они “решали” виртуозные сочинения — чакону соль минор Витали, вариации на одной струне Паганини на тему оперы Россини “Моисей”… Кому-то могло показаться, что Коган тянул на себя одеяло, оставляя Кате лишь “аккомпаниаторство”. Нет, Коган и вправду эффектен на публике: скрипочку берет не спеша, еще в руках повертит, вздохнет по пять раз, настраиваясь. Покажет зрителям смычок — мол, видите, штука нехитрая. А потом слегка струн коснется — нате, почувствуйте звук и… “айда все на кончик смычка!” Но и Катю не стоит лишать заслуженных похвал: играть такие “дуэтные” вещи ой как непросто, и она красиво выдержала бой, особенно в “Румынских танцах” Бартока. Как-то спросил у нее про отношение к инструменту. Катя:

— Наш крест в том, что в отличие от скрипачей или виолончелистов мы не можем играть на своем — одном и том же — инструменте. И тут уж — как повезет. Но как говорил Нейгауз, “если даже на самых ужасных инструментах первоначальный удар сопровождается всхлипываниями, лязганьями и скрипами, то последующее пение струны все равно прекрасно...” Однажды Рихтер в каком-то провинциальном Доме культуры играл на инструменте, у которого вообще не было педалей. Но раз уж он играл, то нам — сам Бог велел. Надо достать максимум красоты! И большое счастье встретить инструмент, который сам играет под твоими руками.

…А уже 19-го Большой зал откроет фестиваль Эмиля Гилельса. Время вспомнить памятный 1933 год, когда никому не известный 16-летний мальчик из Одессы ворвался в музыкальный мир, неописуемо выступив на Первом всесоюзном конкурсе… Примечательно, что 19-го за фортепиано сядет сам Тигран Алиханов, ректор консы; он не раз говорил, что “для студентов очень важно видеть ректором человека, который сам способен сесть за инструмент…”




Партнеры