Чужие здесь не ходят

Сироту можно сделать счастливым за два дня

13 октября 2006 в 00:00, просмотров: 246

В мае этого года “МК” и школа-интернат №8 провели первую совместную акцию “Возьмите нас хотя бы в гости!”. Результат превзошел все ожидания: за две недели туда позвонили свыше 40 человек, изъявивших желание стать патронатными родителями. Цифра тем более удивительная, что речь идет о коррекционном интернате. То есть там находятся дети с диагнозами, касающимися психоэмоциональной сферы и умственного развития.

На днях будущие патронатные мамы, папы и даже дедушки с бабушками начали обучение. Вместе с ними на курсы патронатных воспитателей записался и корреспондент “МК”.


Будущих родителей, не считая меня, — семеро. За стенами учебного кабинета дети — их 130. Через закрытую дверь доносится до боли знакомый школьный гам: беготня, смех, вопли и афоризмы типа “сам дурак!”.

В ожидании начала занятий исподтишка разглядываем друг друга. Самой первой, за полчаса до лекции, пришла Таисия Михайловна. Это очень веселая бабушка около 60 лет. “Своих вырастила приличными людьми, — охотно делится она, — теперь еще могу малыша взять”. Правда, еще до начала занятий Таисии Михайловне объяснили, что малышей в школе-интернате по определению нет — здесь живут дети от 7 лет и старше. Но ее это не смутило: “Старше так старше, разве это важно?!”

Справа от меня сидит Татьяна. Она пришла на занятия с мужем и четырехлетним сыном. У папы — борода, у мамы — юбка в пол и взгляд светлого, чистого человека. Таня сама из многодетной семьи; она рассказала, что после смерти отца ей с братьями и сестрами довелось жить в интернате. Поэтому она как никто другой понимает, что это такое. “Бог даст — будут у нас еще и свои дети, — негромко говорит Татьяна. — А пока можем взять на воспитание”.

Еще одна будущая патронатная мама, Джамиля, — кучерявая женщина с обаятельным акцентом. Признается, что сначала хотела взять девочку лет 2—3. Но потом решила, что это совершенно все равно, сколько лет ей будет.

Самый неразговорчивый из нас — суровый дедушка Виктор Иванович. Он не рассказывает об обстоятельствах, приведших его в детдом, возможно, считая это дело слишком личным. В отличие от остальных он начал учиться еще с весны, и психологи здороваются с ним как с родным.

Последняя пара — Оксана и Андрей. Им обоим за 40. “Детей у нас нет, — объясняет Оксана. — Да уже и поздно. Жизнь у нас обеспеченная, интересная. Хотим взять ребенка, правда, в силах своих не вполне уверены. Но этот вопрос не решить, сидя дома. Поэтому и пришли сюда за информацией”.

Неожиданно дверь распахивается, и в кабинет пролезает голова маленькой девочки. Она звонко говорит: “Здравствуйте!”, цепко обводит взглядом всех присутствующих и исчезает в проеме.

Дверь закрывается, но через секунду девочка вновь возникает в дверях. Ее лицо сияет, и мы понимаем, что это — Самый Счастливый Ребенок В Мире. Взгляд 7-летней Насти направлен на спину женщины в пальто, о чем-то тихо беседующей с психологом в углу кабинета. Я думаю, сегодня найдется немного людей, на кого так смотрят.

Помедлив минуту, Настя спешит к женщине в пальто. Еще секунда — и она повисает у нее на руке. Мы смотрим на эту встречу и прикидываем свои силы: а каждый ли сможет оправдать такую любовь?..

* * *

В начале занятия психолог Елена Михайловна объясняет собравшимся отличие патроната от опеки и усыновления.

— Смысл этой формы устройства детей в семью в том, что мы, сотрудники школы, всегда находимся рядом. Особенно это важно в первое время, когда многие не чувствуют себя уверенно. Мы честно рассказываем, что такое детдомовец, что ждет его воспитателя, но все думают: “Это не про меня”. Однако когда начинаются конфликты, ребенок не слушается — вот тут и нужна наша помощь.

— А часто обращаются к психологам? — интересуется Таисия Михайловна.

— Часто, — признает психолог. — Вот, например, наша воспитанница Ира. Ей 11 лет, она живет у одинокой успешной женщины. Там была, что называется, любовь с первого взгляда. Проблема в том, что у женщины оказалась высокая планка. Ребенок должен отлично учиться плюс иностранные языки, школа актерского мастерства, танцы, коньки. Конечно, девочка начала срываться…

Как бы хорошо ни был устроен быт в детдоме, главный вопрос остается нерешенным: как потом жить самостоятельно? Из-за группового содержания у них складывается неправильный взгляд на мир. Они — потребители, они не знают, как приготовить обед, как вести себя в обществе, как тратить деньги. Даже после выпуска они постоянно кучкуются вместе, на одной квартире.

— Поэтому патронат для них — спасение, — объясняет Елена Михайловна. — Жизнь в семье — это необходимый опыт, который они потом смогут применить. Пусть даже детей берут только на выходные! Даже те дети, которые прожили со своими родителями всего 2—3 года, отличаются от “отказников”, которые всю жизнь провели по сиротским учреждениям. Еще одна вещь, которой им не хватает, — уединение. Они всегда группой — на занятиях, в столовой, в спальне. Всегда вместе.

14-летний интернатовец Коля скупо, по-мужски, изложил мне свое видение идеального семейного быта:

— Чтобы у меня была комната. Чтобы спокойно было, не доставал никто. Еще чтобы не курили. Потому что я сам не курю. И чтобы работали.

Вот такое нехитрое счастье.

Педагоги рассказывают, что в школе идет постоянная борьба за внимание воспитателей, учителей, просто взрослых, которые приходят к ним поиграть, погулять, чему-то научить. Каждый ребенок нуждается в особом, только ему предназначенном внимании. В младшие группы просто больно заходить. Малыши пристают к любому человеку, обнимают, тянут в свою сторону.

— Когда ребенок живет в семье, он меняется фантастическим образом, — говорит психолог Елена Михайловна. — Содержание в группе нивелирует даже интеллект. Дети, которых от нас взяли в семью, начинают ходить не в коррекционную, а в обычную школу. Вот что значит — индивидуальное внимание! Дети расцветают, у них улучшается характер…

12-летняя Марина была очень сложным ребенком, зажатой и озлобленной девочкой. Когда выбор патронатной мамы пал на нее, сотрудники интерната даже пытались отговорить ту. Но женщина уперлась: “Этой девочке я нужнее, чем другим!”

— Через два месяца проживания в семье ее стало не узнать, — рассказывает психолог. — Ушла агрессия, постоянная борьба за то, чтобы ей уделили внимание. Теперь ей не надо работать локтями — она уже в семье.

— А как можно брать ребенка, — спрашивает Татьяна, — сначала на патронат выходного дня, а потом на полный или можно сразу?

— Как хотите. Просто на полном патронате вам выплачиваются зарплата и деньги на содержание ребенка. А за выходные — только на еду воспитаннику.

— А как ребенка выбирают? — задает вопрос Джамиля.

— Человек идет в группу и знакомится. Хочет — играет с детьми, хочет — просто пьет с ними чай. Мы можем сами порекомендовать воспитанника — исходя из соответствия по темпераменту. У нас есть семьи, в которых уже по два ребенка!

— А дети сюда потом приходят, что-то рассказывают друзьям о своей новой жизни?

— Нет, — серьезно говорит психолог. — Они ка-те-го-ри-чески отказываются приходить в интернат даже на праздники. Боятся — вдруг что-то случится, и их оставят здесь.

Между тем маленькая счастливая девочка Настя, ни на миг не отпуская свою патронатную маму, хватая ее за руки, пальто, шарф, не давая ей договорить с психологом, все тащит и тащит женщину к выходу, к двери, из интерната, домой…


Телефон патронатной службы школы-интерната №8:148-63-75.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ВАС

АНДРЕЙ, 8 ЛЕТ.

Мама отказалась от Андрея сразу после его рождения. Она так никогда и не узнает, что за чудесный мальчик у нее получился: старательный, ласковый, трудолюбивый. Он очень любит животных, ухаживает и заботится о них. Андрей — несомненный лидер. И у него есть огромное желание жить в семье…

КОЛЯ, 16 ЛЕТ.

У него очень-очень плохое зрение. Но очень-очень много талантов. Он обожает рисовать, танцует брейк, читает стихи и играет в футбол. Это человек, который всегда найдет для себя занятие! Ему по плечу любая работа: пол помыть, постирать, расчистить дорожки от снега.

КРИСТИНА, 12 ЛЕТ.

Хотите контактную, неконфликтную, доброжелательную, ответственную дочку? Это Кристина. А еще она трудолюбивая, артистичная, хорошо учится, любит читать книги, рисовать, петь и танцевать. Вот такая спортсменка-красавица!

Есть у нее младший брат Стасик. И жить им надо обязательно вместе: дети очень привязаны друг к другу.

АНДРЕЙ, 10 ЛЕТ.

Очень обаятельный, жизнерадостный и приветливый мальчик, который мечтает жить в семье и иметь маму!

Андрей никогда не откажется помочь воспитателям и ребятам в группе. И мечтает он о том, как откроет своей маме дверь, возьмет у нее сумку и скажет: “Мам, давай я помогу!”




Партнеры