Французам привезли “русское оружие”

В Париже открывается выставка советского фотомонтажа

24 октября 2006 в 00:00, просмотров: 227

Так и хочется написать: в Париже весна. Нет, в Париже, конечно, тоже осень. Но какая, черт побери! 20 градусов тепла, зеленые каштаны на бульварах и огненные клены в парках. Парижанам бы гулять и гулять по этой красоте, но их, “странных”, тянет вместо этого на русскую выставку. То тут, то там слышишь: “Вы еще не были в Пассаже Ретц?”


В знаменитое здание недалеко от площади Республики Московский дом фотографии привез выставку “Советский фотомонтаж. 1917—1950-е”. Жанр выставки — беспроигрышный по всем статьям. Фотомонтаж — наше чисто советское изобретение, выросшее из русского авангарда. Нигде в мире власти так широко не использовали его в идеологических целях, как в СССР. И не зря европейцы, в том числе и французы, называют фотомонтаж “русским оружием”.

Куратор французской экспозиции Сергей Бурасовский:

— Мы догадывались, что европейцам интересно будет увидеть фотоагитки Родченко, Эль Лисицкого или обложки журнала “Советский экран”, которые делал замечательный Петр Галаджев. Но такого триумфа, который был, например, в прошлом году в Риме, не ожидали. И к Парижу подготовились более основательно.

В парижской экспозиции 170 произведений против 100 “римских”. Кроме Госархива литературы и искусства на выставку передали свои произведения частные коллекционеры и Музей Маяковского. Куда же без него — ведь самую первую фотоагитку, судя по всему, сделал Родченко, который изобразил Маяковского с паспортом на фоне Нью-Йорка: “Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза”.

Фотографы и до революции манипулировали изображениями при печати с нескольких негативов, занимались расклейкой фотографий при создании альбомов выпускников учебных заведений, работников предприятий. Даже наклеенные в одну раму собрания семейных фотографий, висевшие на стенах многих деревенских домов, — пример наивного самодеятельного фотомонтажа.

Но после 1917 года жанр раскрылся на полную катушку. Молодой советской республике требовались простые визуальные образы, что-то вроде фотолубка, который доходчиво мог донести до самого неграмотного крестьянина идеи новой власти. Тиражные фотомонтажи предназначались для красных уголков в школах и на предприятиях, политзанятий в Красной Армии и колхозах. Их тематика всегда была посвящена пропаганде достижений, а персонажи, изображенные на фотомонтажных полотнах, как бы говорили: “Бери пример с меня”. И здесь Родченко со Степановой, Эль Лисицкому, Клуцису или тому же Галаджеву не было равных — эти художники создавали буквально шедевры советского визуального новояза. Любоваться этими шедеврами французы смогут долго: выставка закроется только к православному Рождеству.




    Партнеры