Казнь военного суда

Минобороны очистилось от правосудия

Благополучно сократив военные ансамбли, Минобороны взялось за военную юстицию. Но если прокуратуре позволено еще несколько лет носить погоны, то вот судам не повезло: с нового года все военные судьи становятся гражданскими.


Весной прошлого года Минобороны решило избавиться от так называемых прикомандированных, которые трудятся в гражданских институтах, оставаясь при этом военнослужащими и пользуясь соответствующими льготами.

Военные судьи тоже попадают в эту категорию, правда, с одной оговоркой: они прикомандированы к судам не только от Минобороны, а от всех силовых структур — ФСБ, МВД, МЧС… Судьи не отстаивают интересы “своего” ведомства, а наоборот, борются за порядок в них, защищая интересы военнослужащих этих структур. Они ни зарплату в военном ведомстве не получают, ни жилье. И роднит их с Минобороны только одно: они числятся в нем как штатная единица и носят погоны.

Поначалу Минобороны собиралось снять с судей погоны в 2011 году, но когда созрело решение избавиться от прикомандированных, судьи попали в эту категорию автоматически. Справедливости ради стоит сказать, что Минобороны предложило организовать в судах собственную военную службу. Но Военная коллегия предложение отвергла. Отстранился от решения проблемы и Совет судей РФ.

Начальнику Генштаба Балуевскому из Военной коллегии было передано официальное письмо: “Дополнительно предлагаем включить в проект закона упразднение с 2007 г. военной службы и в окружных (флотских) военных судах”. Гарнизонные суды, правда, предлагалось оставить. До 2011 года.

Судья в погонах может все

— Чтобы успешно и профессионально работать в войсках, нужно быть человеком в погонах, — считает генерал-майор юстиции, заслуженный юрист РФ Василий Зубов. Он прослужил 41 год, был председателем трех окружных судов. — Военный юрист должен знать армию изнутри, хорошо знать отношения внутри воинского коллектива, наряду с общегражданским законодательством обязан досконально знать военное право, специфику военной службы. Это должны быть люди, обязанные и готовые действовать вместе с войсками в экстремальных условиях.

Сейчас военные суды есть не в каждом гарнизоне. Кроме того, огромное количество воинских частей находится в труднодоступных местах. Если из них уберут военные суды, а до ближайшего гражданского пешком не добраться, как сможет военнослужащий туда попасть? Ведь он, как правило, не имеет возможности покинуть свое подразделение.

Чтобы понять, где и как служат многие защитники Отечества, нужно побывать, к примеру, на Новой Земле. Зима длится более полугода, снегом заваливает окна до второго этажа, ветра такие, что невозможно от одного подъезда дойти до другого, продукты возят на кораблях, пока идет навигация… Служить там можно только по приказу или за очень большие деньги.

Конечно, это “крайняя точка”. Но ведь там служат и живут люди. А значит, и преступления совершаются.

Помимо того есть еще режимные объекты, районы стихийных бедствий и межнациональных конфликтов. Есть места, где наши военные служат по сей день: в Армении, в Казахстане на Байконуре, в Приднестровье, на Украине. Российские суды общей юрисдикции работать там просто не имеют права. А у военных судов такое право есть.

“По собственному желанию”

Процесс ликвидации военной юстиции уже начался.

В 2006 году прекратился набор курсантов и слушателей на судебное отделение Военного университета. Военных судей лишили надбавок за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Примечательно, что погоны с них снимут только с января, а денег лишили уже с 1 июля. Причем глава Судебного департамента Гусев сделал это задним числом — письмо подписал только в сентябре. Параллельно судьи лишились права на монетизацию льгот, которую получают все военнослужащие.

В 2006 году уже сокращены должности 52 судей, полностью ликвидируются два окружных суда.

Судейское сообщество больше всего возмущает то, что делается это кулуарно, втихаря — между Генштабом, Военной коллегией и Судебным департаментом. Никакой официальной информации судьи до сих пор не получили. Но они прекрасно знают, что последует: высококвалифицированные судейские кадры будут увольняться “по собственному желанию” и система военных судов попросту самоликвидируется. Лишение военных судов воинского статуса, по предварительным расчетам, повлечет увольнение по меньшей мере 50% действующих судей, на что потребуется примерно 4,5 млрд. дополнительных средств из госбюджета.

Минобороны, Военная коллегия ВС и Судебный департамент предлагают военным судьям неприемлемый стиль работы: военные суды станут гражданскими, а судьи будут набираться из числа военнослужащих или лиц, пребывающих в запасе. Что это означает на практике? Человек когда-то закончил гражданский вуз с военной кафедрой, получил лейтенанта запаса, лет эдак до 40 был гражданским, а потом вдруг стал судить военнослужащих. Но ведь в этом случае он не знает военного законодательства и вообще плохо представляет, что такое армия и с чем ее едят.

Реформирование военных судов должно состоять не в том, чтобы снять погоны и всех разогнать. Было бы логично поступить так, как это сделано в других странах: один город — один военный гарнизон — один гарнизонный военный суд, замыкающийся на округ, который территориально совпадает с военным округом.

Но от военных судей решили избавиться совсем. Почему? Среди военных судей бытует мнение, что всему виной… предпенсионный возраст руководителей военно-судебной системы. Гражданский судья может работать до 70 лет, а военный — только до 65! У начальников возраст подходит к 65, но им не хочется уходить на пенсию со сладких мест. Из-за этого и разваливается вся система военных судов, которая была создана еще Петром I и успешно существовала более 300 лет.


СПРАВКА "МК"

За последние 10 лет в военные суды РФ обратилось более миллиона военнослужащих. Около 80% их жалоб были удовлетворены. Ежегодно военными судами отменяется более 100 незаконных приказов руководителей различных силовых ведомств.


Военные суды недавно были ликвидированы в Грузии. В то же время они успешно функционируют в 39 странах, таких как Великобритания, Италия, США. Франция воссоздала упраздненные ранее военные суды, признав их ликвидацию ошибочной.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТА

Валентина МЕЛЬНИКОВА, председатель Союза комитетов солдатских матерей России.

— Суды военные необходимы, потому что России нужна профессиональная армия, а она должна обслуживаться профессиональными военными прокурорами и профессиональными военными судьями. Кроме обычных побоев и уголовщины в войсках существуют преступления, связанные с нарушениями множества нормативных актов. Разобраться во всем этом гражданскому лицу крайне сложно. У нас же существует специализация судей — по гражданским делам, по уголовным делам. А уж тут-то и подавно нужна специализация по военному праву, ведь здесь есть профессиональные проблемы военной службы, которые урегулированы внутренними уставами, приказами, директивами, связанными с военными обязанностями и отношениями. И потом, готово ли государство финансово к увольнению такого количества офицеров (ведь все военные судьи — офицеры): им ведь положено при увольнении жилье и выходные пособия? Или об этом не подумали?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру