Охота на эксперта

Понизятся ли цены на предметы искусства?

Новость, потрясшая всех, как специалистов, так и любителей искусства, — из устава российских государственных музеев как факт исчезает пункт о проведении коммерческой экспертизы.

Инициатором реформы выступила Роскультура, решив таким образом положить конец многочисленным подделкам произведений искусства. Уже стало печальной практикой, когда выставленное на торги полотно Айвазовского или Шишкина, чья подлинность была подтверждена серьезной экспертизой, на самом деле оказывается высококлассной подделкой.

Запрет коммерческих экспертиз может усложнить жизнь не только музеям, которые лишатся дополнительного заработка, но также покупателям и продавцам произведений искусства, для которых экспертные заключения, например Третьяковки, были хоть какой-то гарантией подлинности произведения.

Мы связались с заместителем руководителя Росохранкультуры Анатолием Вилковым:

— Наш антикварный рынок динамично развивается, и нет ничего удивительного, что появляются новые проблемы, связанные, например, с атрибуцией культурных ценностей. Так, был случай, когда один антиквар купил за границей на одном уважаемом аукционе полотно якобы известного художника, вернулся сюда, а здесь экспертиза одного из музеев отказалась признать ее подлинность. Он обращается к аукциону с требованием, чтобы они забрали вещь и возвратили деньги, но аукцион отказался, сказав, что полотно было атрибутировано как подлинное другим русским музеем. Кто же прав?

— А как с экспертной оценкой обстоит дело на Западе?

— Лувр, например, никогда не даст вам экспертного заключения под своей маркой. Однако за профессиональными институтами — центром им. Грабаря и научно-исследовательским институтом реставрации — такие функции оставлены. Кроме этого, за музеями остается право на проведение технико-технологической экспертизы — допустим, о краске, о технике исполнения и проч.

— Но они не имеют права выносить вердикты о подлинности?

— Совершенно верно. Впрочем, сотрудники музеев и других учреждений, являющиеся экспертами, вправе давать заключения, но только от себя лично, не прикрываясь грифом музея. И лично отвечать за свою оценку. Смещение ответственности с музея персонально на эксперта должно повысить качество экспертизы в целом. А уже со следующего года Росохранкультурой будет проводиться аттестация экспертов культурных ценностей с выдачей им соответствующего документа.

Олег Стецюра, президент аукционного дома “Гелос”:

— Вне сомнений, постановление создаст в ближайший период напряженность на рынке и прежде всего из-за отсутствия подготовки независимых и частных экспертных лабораторий. Вступление в силу положения приведет к некоторому замедлению количества проводимых сделок, снижению оборота продаваемых предметов искусства. Я могу предположить, что понизятся цены на предметы музейного уровня, в первую очередь живописи.

А это означает, что в ближайшее время на рынке ожидается некоторая стагнация...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру