Как побороть паленого змия

Производители спиртного решили сами утопить “левый” алкоголь

Поздравляем! Вы наконец-то стали действительно популярны!” — шутили каких-то несколько лет назад между собой водочники, когда кого-то начинали подделывать, стряпая под их торговыми марками “левое” спиртное. Впрочем, сегодня им явно не до шуток. По оценкам специалистов, более половины продаваемого в стране алкоголя — фальшивка.

При этом государство предпочитает в упор не видеть метания легальных производителей. Единого антиконтрафактного закона до сих пор нет. Реклама крепкого алкоголя на телевидении запрещена вовсе. А раз так, то у водочников нет реальной возможности донести до потребителей, как отличить настоящий продукт от его псевдособрата. Вот и стараются заводы кто во что горазд, дабы отвязаться от “левых” прихлебателей. В результате некоторые бутылки уже стали настоящим триумфом дизайнерской мысли.


Датой начала сегодняшнего сыр-бора на алкогольном рынке принято считать злополучный 1985 год, когда по указу Михаила Горбачева начался демонтаж ликеро-водочных заводов. Правда, это громкое начинание, как и многие другие в нашей стране, было с грохотом провалено. И уже с 1990 года ЛВЗ стали “монтировать” обратно, а через год в России была отменена госмонополия на алкоголь. Вот тут-то и началось! Такого потока “градуса” из-за рубежа страна еще не видела! Как рассказали “МК” в Ростесте, под сурдинку к нам стала приезжать такая отрава, что ее и водкой назвать было сложно. Многие из таких “водок” содержали метанол и альдегиды, а количество сивушных масел зашкаливало за все мыслимые и немыслимые пределы.

Впрочем, радостно поехала в Россию, конечно же, не только сивуха, но и вполне достойного качества премиальная водка. Однако радоваться было рано. За три года (с 91-го до 94-го) соотечественники выпили много ведер “псевдоурсуса”, “типа финляндии” и “почти абсолюта”. По уверению специалистов, тогда мы пережили настоящий бум подделки премиального импортного алкоголя. В России же водка подобного класса начала производиться только в 1994 году и окончательно закрепилась на рынке после кризиса 1998 года, когда ввозить класс “премиум” из-за границы стало ой как накладно. Сейчас же наша алкогольная отрасль может похвастать настоящими шедеврами, которые не стыдно преподнести даже очень именитым особам. При этом дорогие бутылки защищены от подделки чуть ли не с восьми сторон (тут тебе и стекло, уникальное по составу, гравировки, чеканки, специальные колпачки и дозаторы). Правда, как ни прискорбно, ключевое слово в этой фразе — “дорогие”. А подделывают-то в основном продукт “массовый”, а не за 300 рублей. Но даже элитный алкоголь не может похвастать 100-процентной гарантией неприкосновенности со стороны российских кулибиных в области разлива “левого” алкоголя. Они-то, как известно, трудностей не боятся.

Стеклянные прибамбасы

По объему фальсификата Россия уступила пальму первенства только Китаю. Недооценивать кустарей в родном Отечестве в наше время становится действительно опасно. Бизнес, построенный на фальсификации чужого товара, обеспечивает мошенникам рентабельность чуть ли не 300%. “Левая” алкогольная индустрия давно уже покинула гаражи и подвалы и представляет собой монстра с солидными технологическими и финансовыми ресурсами. А потому побороть его обычными методами типа оригинального дизайна тары вряд ли возможно. Хотя начинать принято именно с этого.

— Да попробовал бы кто-нибудь повторить нашу бутылку! Грани по-особенному преломляют свет, а золотая гравировка чего стоит. Чем наладить производство таких бутылок для “паленки”, дешевле открыть собственный завод! — крутил перед носом корреспондента “МК” свой продукт руководитель одного из столичных заводов. И спорить с ним трудно. Тем более что некоторые пузырьки действительно больше похожи на произведения искусства. Последняя “фишка” — рисунок, плавающий как бы внутри бутылки, а также иллюстрации, проявляющиеся на стекле при охлаждении водки. Покупая такой продукт, можно быть уверенным в его оригинальности процентов на… 90. Смотря где покупать.

— Мы остались один на один с содержимым бутылки — так охарактеризовал сегодняшнюю алкогольную ситуацию в стране председатель подкомитета ТПП по предпринимательству в сфере производства и оборота алкоголя Петр Каныгин. — Новый закон отменил наклеивание акцизной марки на горлышко, а это значит, что невозможно проконтролировать, не залили ли спиртное в бутылку повторно.


Вино практически полностью лишено стеклянных изысков. И тут нужно держать ухо востро. Как рассказали “МК” в лаборатории Ростеста, проверяющей алкоголь, винные подделки принято разделять на тонкие и грубые. Тонкие не представляют большой угрозы: кустари не слишком-то парились над купажом — вкус и цвет напитка как бы размыт. Грубые: когда для производства “Саперави” (вино рубинового цвета) используется белый виноматериал, щедро сдобренный красителем. Но самые крутые фальсификаты — среди портвейнов. Состав “левого” “портвешка” незамысловат: этиловый спирт (спасибо, если не метиловый), краситель и ароматизатор. Совет тут все тот же: проверенные магазины и внимательный осмотр бутылки. Наличие адреса производителя, импортера и дистрибьютера обязательны, как и акцизной марки.


И в подтверждение своей правоты тут же предложил всем борцам с контрафактом на досуге посетить пункты приема стеклотары. По сведениям Каныгина, в этих самых пунктах можно сдать бутылки из-под дорогущего импортного алкоголя рублей за 20. Главное — чтобы акцизная марка (которая нынче лепится просто на тело бутылки) была в порядке. И покупают такую тару явно не для утилизации, а для того, чтобы продать ее предприимчивым гражданам. Которые потом зальют в них псевдоконьяк или “типа виски”. Мораль: за алкоголем нужно ходить только в проверенные точки.

Голограмму — на бочок, ну а в “горло” — колпачок

Производители легального спиртного всячески усложняют жизнь кустарям. Яркий пример — появившийся несколько лет назад колпачок в горлышке бутылки со страшным названием “гуала”. Его наличие исключает повторное заливание жидкости в тару. Правда, корреспонденту “МК” рассказали уже не одну страшную историю про то, как наши отечественные подпольные умельцы все же выковыривали эту пластмассовую штуку и вкручивали обратно. Не забыв, естественно, снабдить пузырек своим пойлом. Но пока это не правило, а исключение. Гуала хороша также и тем, что, оказавшись поставленной на поток, она присутствует сейчас практически в любой водке, обойдя лишь крайне дешевые марки. Чаще и шире стали использоваться и защитные голограммы с фирменным значком ликеро-водочной компании, и номерные стикеры на крышках.

В последнее время так называемая “зона риска” водочной бутылки — горлышко — находится в зоне особого внимания производителей. Вслед за гуалой на свет появились и вовсе неснимаемые крышки-дозаторы: избавиться от нее можно, лишь разбив бутылку. В ход идут и надламывающиеся колпачки: обратно уже не закроешь.

Впрочем, некоторые компании пошли еще дальше: на колпачок и стекло горлышка лазером наносится дата и время схождения бутылки с конвейера. Эксперты считают, что на сегодняшний день лазерная гравировка — один из самых надежных способов защиты от подделок. Дело в том, что ее невозможно спутать с краской — цифры четкие и ровные. Они выгравированы на стекле и выжжены на колпачке, поэтому их нельзя незаметно подправить или стереть совсем. На еще не открытой бутылке дата и время на колпачке идеально точно расположены над аналогичными цифрами на стеклянном горлышке. Однако, как показал опрос различных компаний, проведенный “МК”, останавливаться на достигнутом никто не собирается.

— Основная ответственность по защите собственных брендов лежит на нас же самих. Как обычно бывает? Купил человек бутылку водки и попал на фальшивку. Больше не возьмет эту марку. А страдает нормальный производитель. Потому хочешь не хочешь, а приходится придумывать все новые ходы, чтобы себя обезопасить. Мы, например, даже на утилизацию пресс-форм для изготовления тары под нашу водку целую комиссию для наблюдения собираем. Чтобы, не дай бог, фальсификаторам не достались! — делился в разговоре с “МК” директор украинского ликеро-водочного холдинга.

Однако пока, глядя на все старания добросовестных производителей, эксперты алкогольного рынка отнюдь не захлебываются оптимизмом. Например, позиция руководства Союза участников алкогольного рынка (СУАР) такова: пока есть возможность продать фальсификат, всегда найдутся те, кто его изготовит. А потому без должного контроля за розницей ничего у нас не получится. Но, как известно, на данный момент в ежовых рукавицах у нас только винная розница. И то лишь из Молдавии и Грузии. Так что надо бы как-то российским потребителям самим осторожнее быть.

На производителя надейся, а сам не плошай!

К примеру, в столице сегодня работает механизм добровольного контроля за качеством спиртного. По словам руководителя компании, проверяющей алкоголь в Первопрестольной, Сергея Слуднякова, отбраковывается в среднем 12—14% (максимум 16%). По его мнению, ситуация со спиртным в России дошла до абсурда. А потому тут все средства хороши. “Может, начать на ОБЖ учить школьников, как отличать контрафактный алкоголь? Согласен, смешно, но только не в нашей стране и не в нашем обществе!” — возмущался он на прошедшем в Москве “круглом столе”, посвященном как раз борьбе с “левым” “градусом”. Ну, школьников не школьников, а совет “МК” он все же дал:

— Основной компонент, негативно воздействующий на организм человека, — метанол. Если водка не внушает доверия, можно легко проверить его наличие. Разогрейте на зажигалке медный прутик или кольцо и опустите разогретый предмет в жидкость, которую собираетесь пить. Если метанол присутствует в водке, сразу же появится запах, похожий на формалин. Не раздумывая, выбрасывайте эту бутылку!

Кстати, как объяснили “МК” в Национальной алкогольной ассоциации, совершенно бесполезно раскручивать бутылку до появления “змейки” для определения ее легальности. “Змейка” лишь скажет вам о том, что в бутылке присутствует спирт. А вот какой, это уже другой вопрос. И в свете последних событий с массовыми отравлениями — отнюдь не праздный. Внимательно всмотритесь в жидкость. Она должна быть абсолютно прозрачной. Для подпольного производства используется некачественная тара. При взаимодействии ее со спиртом происходит процесс со страшным названием — выщелачивание стекла. Это значит, что из него выделяется кремний. И в водке образуются кристаллики в виде иголок. От такой надо бежать не оглядываясь.


Если у вас по роковой случайности не оказалось под рукой медного прутика, то хотя бы внимательно осмотрите бутылку. Начните с даты разлива. Во-первых, отдавайте предпочтение бутылкам, где эта самая дата нанесена лазером. А во-вторых, берите более свежую продукцию. Отечественный алкоголь должен быть разлит не более трех месяцев назад, импортный — не более шести. Это исключает повторное использование тары. Наличие этикетки и контрэтикетки, наклеенных на заводских линиях, а также акцизной марки с голограммой (!) обязательно. А вот штрих-код тереть пальцем бесполезно (существует мнение, что он стирается лишь на поддельной акцизной марке). Он размазывается и на вполне легальной бутылке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру