Ближе к штурвалу

Александр Бабаков: “Символов-животных у нас не будет”

Лидер “Родины” Александр Бабаков стал вторым человеком в новой партии “Справедливая Россия”. Именно в его руках сконцентрирована вся текущая деятельность левого крыла. Г-н Бабаков последователен и консервативен — он любит лошадей и футбольный клуб ЦСКА. Но “МК” признался, что если его оскорбить, то готов и подраться. Г-н Бабаков рассказал в эксклюзивном интервью спецкору “МК” Миле Кузиной о перспективах партии, влиянии Кремля и конкурентах.

“Добавим в символику триколор”

— Название новой партии — “Справедливая Россия”. Но где же обещанные слова “Родина”, “жизнь” и “пенсионеры”?

— Название должно давать емкий по содержанию сигнал. И к тому же мы не должны давать нашим оппонентам возможность использовать его в неуважительной по отношению к нашей структуре форме. Между всеми тремя партиями сейчас подписано соглашение о том, что в новом названии сохраняется часть прежних брендов. То есть слова “Родина”, “пенсионеры”, “жизнь” в той или иной форме остались.

— Как определились с цветовой гаммой?

— Мы договорились, что фоном стал флаг. Всем очень нравилась эмблема “Родины” — желтая надпись на красном фоне. Примерно то же самое получилось и сейчас, только добавился триколор.

— Символ “Единой России” — медведь. Будет ли в вашей партийной символике какое-то животное?

— Если и сохранится какой-то символ, то скорее всего мы его позаимствуем у Партии пенсионеров — руки и сердце. Но никаких символов, связанных с животными, не будет. Для того чтобы обращаться к избирателям, достаточно названия и наших программных посылов. Мы же говорим с людьми, и вовлекать животных в этот процесс как-то не логично. Для новой партии это не солидно.

— Вы не любите животных?

— Почему же, очень люблю. Лошадей и собак.

— Не боялись, что на съезде в зале теоретически могли снова подраться, например, “жизненец” и “родинец” из Свердловской области?

— Драка в Свердловске была связана с личными отношениями обоих господ, кстати, депутатов Госдумы. Этот инцидент был вызван накалом борьбы, к тому же были затронуты честь и достоинство мужчины, поэтому их поведение в какой-то степени оправданно. Но политически мы его не поддерживаем.

— То есть вы как мужчина готовы драться, а как политик — нет?

— Просто я не допущу ни в политике, ни в жизни выпадов, направленных против моих принципов.

— Я так и не поняла, если бы вас оскорбили как мужчину, вы бы по лицу ударили?

— Это даже не обсуждается. Конечно.

“Процесс завершим месяца через два”

— Объединение проходит на базе “Родины”. Что за изменения вносятся в устав и другие партийные документы?

— Вообще это беспрецедентный шаг, когда объединяются партии такого масштаба за столь короткий срок. Три структуры дают совокупное членство 500 тысяч человек. Можно себе представить, насколько сложным должен быть процесс объединения. Но на сегодняшний день у нас достигнуто согласование практически по всем вопросам...

Мы внесли изменения в название, в структуру органов управления. Основной орган управления — съезд. Председателем партии, как известно, стал Сергей Миронов, Зотов — секретарем центрального совета, а я — секретарем президиума центрального совета.

— То есть вы — второй номер в партии?

— Это все условно. Структура будет такой сложной, что тут важно, не кто первый, второй или третий, а кто десятый, двадцатый. Успех можно ждать только от коллектива единомышленников. Такая структура не может управляться одним или двумя людьми, только коллегиально.

— И все-таки как вы поделите партийные обязанности с г-ми Мироновым и Зотовым?

— Есть Миронов, который председательствует везде и несет ответственность за все. Президиум заседает чаще, чем центральный совет, и ведет всю текущую работу. У нас будет в президиуме политбюро и оргбюро — идеология и партстроительство. За текущую деятельность будет ответствен секретарь президиума (Бабаков. — “МК”).

— В какие сроки завершится объединение?

— Мы рассчитываем, что изменения будут зарегистрированы в течение двух недель. Параллельно начнутся региональные конференции. И мы планируем месяца через два в регионах тоже завершить процесс объединения.

“Мы не против богатых, но нельзя забывать о бедных”

— Что лично вы хотели бы видеть в программе партии?

— В эти дни будет организована группа, которая и подготовит программу. Ее мы примем на следующем съезде в первом квартале следующего года. Программа должна охватывать все сегменты жизни — от социальных до политических и экономических вопросов. Мы говорим о социальной ответственности государства и бизнеса. Мы не против богатых, но нельзя забывать о бедных.

— Вы сами как бывший бизнесмен социально ответственны? Спонсируете клуб ЦСКА, любите лошадей?

— Я социально ответствен. Мало того, я выступил со смелыми инициативами — введение налога на роскошь, ограничение льгот депутатов. Социальная тема в программе будет присутствовать, извините за каламбур, по полной программе.

Недопустимо, что минимальная зарплата ниже прожиточного уровня. Мы должны это ликвидировать. Надо ввести почасовую оплату. Это признает даже экономический блок нашего правительства. Признает, но ничего не делает. Как-то к нам на встречу приехал Кудрин. И я его спросил: в какой экономической системе мы живем? Он не нашел ничего лучшего и ответил: в обыкновенной рыночной экономике. Где он это вычитал? Я преподавал экономику в университете, такой системы нет. Есть капитализм, социализм, теория конвергенции… Сегодня мы развиваем промышленность, завтра — сельское хозяйство. Страна развивается стихийно. Но так не бывает. Поэтому у себя в программе мы четко пропишем развитие национальной экономики.

“Политологи ошибаются”

— В чем, по-вашему, будут заключаться главные отличия новой партии от “Единой России”?

— Безальтернативная поддержка всех инициатив правительства (монетизация, реформа ЖКХ, реформа местного самоуправления) ставит “Единую Россию” в глупую ситуацию. Сначала все проголосовали, а теперь должны отыгрывать обратно. Мы год назад выходили с инициативой доплаты матерям за второго и третьего ребенка. “Единая Россия” была категорически против. Потом президент предложил ввести материнские сертификаты. И тут они снова голосуют двумя руками “за”. Мы же последовательны как никогда. “Единая Россия” — хорошая партия бюрократов, она защищает интересы чиновников. Но не надо тогда претендовать на защиту интересов всех. Чиновник никогда не станет на позицию человека труда. А мы как раз защищаем труд.

— Ваша с однопартийцами цель — пройти в новый состав Государственной думы. Представляете ли ситуацию, когда вы не одобрите какой-либо законопроект, исходящий из Кремля?

— Мы в “Родине” своих позиций не меняли с самого начала. Сейчас я вижу, что наши взгляды нашими партнерами приняты. Мы последовательны и не меняем свою позицию в зависимости от конъюнктуры. А Кремль — это же конкретные люди. Понятно, что без консультаций не проходит ничего. Но мы все плывем в одной лодке, и неправильно говорить: “Не туда плывете, не так гребете”. Мы вместе. Мы внутри этой политической системы.

— И где вы на этой лодке? На корме, в трюме или на мачте?

— Ближе к штурвалу.

— Как вы относитесь к мнению многих аналитиков и политологов о том, что создание партий сверху — непродуктивный путь? Вашу партию власти откровенно называют проектом Кремля...

— Самый удобный способ — это сказать: “проект Кремля”. Не надо демонизировать Кремль. Они в курсе, они заинтересованы, но обсуждаем и принимаем решения мы все между собой внутри трех партий, у нас не присутствует незримо или зримо кто-то четвертый.

— То есть все политологи ошибаются и вы не проект Кремля?

— Конечно. Откуда они берут информацию, которой оперируют? Из Кремля. А Кремлю выгодно показывать свою возможность влиять на все процессы.

“Партвзносов у нас не будет”

— Одним из недостатков вашей партии называют отсутствие ярких лиц. Кого кроме высших руководителей вы считаете яркими персонами?

— Мы тоже задались вопросом о ярких лицах и провели внутреннюю ревизию. Их оказалась очень много.

— Например?

— Артисты, Герои России, Советского Союза, спортсмены, олимпийские чемпионы.

— На какие медиаресурсы будет рассчитывать партия? И не намереваетесь ли вы привлечь к своей кампании пиарщиков из-за границы, как это сейчас модно?

— Пока мы справлялись самостоятельно. Но любой полезный опыт, такой как консультация или прямое участие, не исключаем. В любом случае, если речь идет о западном опыте, он должен быть адаптирован к российской действительности. Этому вопросу будет уделено огромное внимание. Когда речь идет о такой большой структуре, то нельзя отдавать ее на откуп одной организации. Но главная задача — объяснить, что яркие люди приходят и уходят, а позиция партии остается неизменной… Мы будем использовать все возможные СМИ, в том числе партийные.

— Будут ли члены платить партвзносы? И на какие источники финансирования вы рассчитываете?

— В партии “Родина” не было партвзносов.

— Все за ваш счет?

— За счет поддержки среднего, мелкого бизнеса. Вопрос о партвзносах возникает регулярно. Но пока в законодательстве много проблем по отчетности. Так что лучше обойтись без взносов. У новой партии будет поддержка отдельных людей и организаций, пожертвования… все, что не запрещено законом.

— Вы будете сильно вкладываться?

— В силу своих возможностей!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру