Смерть на “Смарте”

Вуди Аллен и Скарлетт Йоханссон: красавица и невротик снова вместе

30 октября 2006 в 00:00, просмотров: 247

Все творения Вуди Аллена можно разделить на две категории: фильмы с его участием и фильмы, где он ограничил свое присутствие креслом режиссера. В отсутствие Вуди его фильмы наполнены лирикой, меланхолией и тонким юмором. Он в главной роли — юмор заметно крепчает, действие концентрируется на одном персонаже, и звездные исполнители невольно начинают копировать манеры самого Аллена. “Сенсация” — как раз из таких картин.

Вновь, как и в “Матч-пойнте”, место действия — Лондон, а в главной роли Скарлетт Йоханссон. Она играет журналистку студенческой газеты Сондру, которой совершенно неожиданно явился призрак погибшего репортера, который сообщает ей, что серийный убийца не кто иной, как известный английский аристократ Питер Лиман (Хью Джекман). Эта невероятная сенсация сваливается на голову юной журналистке во время сеанса магии некоего грошового иллюзиониста-гастролера Сида Уотермана со сценическим псевдонимом Чудини (Вуди Аллен), для которого появление призрака столь же неожиданно. Сондра во что бы то ни стало намеревается поймать за хвост свою птицу счастья и распутать историю с серийным убийцей. А прикипевший к соотечественнице герой Вуди Аллена оказывает ей содействие. Интрига усложняется: юная журналистка, используя известные методы ловли на живца, не рассчитала, и вечер с подозреваемым заканчивается в постели.

“Сенсация” обезоруживающе, вызывающе смешна, как лучшие из его фирменных картин. Взять хотя бы сцену, которую поклонникам Вуди Аллена никак нельзя пропускать, — Вуди Аллен в “Смарте” несется по встречной полосе, глаза навыкате, взгляд затравленный — всем хороша чудесная Англия, но так и не привык американец Сид Уотерман к левостороннему движению. Его диалоги хочется цитировать, а сцены пересказывать друзьям. Но после драматичного “Матч-пойнта” “Сенсация” вряд ли может восприниматься просто как комедия. В конце концов, комедию от трагедии отличает только точка зрения. В “Сенсации” роль точки зрения забронировал за собой сам выдающийся комик современности.

Вуди, как и всегда, выполняет роль резонера, комментатора действия и одновременно участника событий. Его личная заинтересованность и приводит в конце концов к трагическому (для него) финалу. Преступление раскрыто, юная журналистка, падкая на сенсации, настоящая непрошибаемая американская красавица, оказалась непотопляемой чемпионкой по плаванию. Избегающий однозначных трактовок Аллен на эту роль пригласил нежную красавицу Йоханссон — и мы готовы обмануться. Все хорошо, счастливый конец, одна непредвиденная жертва — малоизвестный фокусник, случайная жертва ДТП.

Здесь можно было бы и искать мораль, да только эта категория неприменима к кинематографу Вуди Аллена. Каждым своим фильмом он оттачивал мастерство своей иронии и иронию своего мастерства; от ранних скетчей в духе “Аншлага” он пришел к тому, к чему когда-то в свое время пришел Чаплин. В прошлом году “Матч-пойнт” удивил многих из его поклонников, и если продолжить сравнение Аллена с Чаплиным, можно сказать, что “Матч-пойнт” напоминал чаплинского “Мсье Верду”. “Сенсация” похожа на “Матч-пойнт” — тот же Лондон и та же английская аристократия, та же Йоханссон. Но все как-то легче и проще. “Сенсация” отличается от “Матч-пойнта”, как рассказы Антоши Чехонте отличаются от прозы Антона Чехова. Правда, плакать или смеяться зависит только от вашей собственной точки зрения — Вуди Аллен любезно предоставил нам возможность выбора.




Партнеры