Все голые и одинокие

Китайские фотографы учат москвичей обниматься

7 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 285

В “Галерее на Солянке” ходят или же стоят. То все как один, то один как все. “Один и все вместе” — так называется концептуальная выставка братьев Гао из Китая, которая открылась на Солянке в рамках фестиваля “Роза мира”. Работы Чена и Киана Гао, проходящие в фотомире по звездному разряду, выставлены в Фонде Гуггенхайма, Центре Помпиду и других крупнейших музеях.


В 2000 году этот дуэт запустил интернет-проект “Объятия”, который и вырос в перформанс, запечатленный на пленку. Абсолютно не знакомые люди — одетые и полностью обнаженные — по просьбе художников заключали друг друга в объятия, таким образом получив групповое “стояние” (и обжимание) на реке Хуанхэ, а также многое другое. Правда, появление обнаженной натуры оправданно только в одной работе, где группа обнимающихся людей стоит на столе как на постаменте. Обнаженная плоть придает некоторую скульптурность и стирает грань между групповой фотографией и скульптурной группой. В других работах обнаженка — скорее, попытка стать “запретным плодом” в тоталитарном государстве. Но нет! Все работы Gao brothers прошли цензуру и не раз выставлялись в Пекине. Видимо, там этим уже никого не удивишь.

Натура, обнаженная не к месту, просто искажает впечатление от многих работ, самих по себе недостаточно выразительных. А идея хорошая: искренне дружеские объятия — это именно то, чего не хватает нам в современном мире, и художники это положение пытаются исправить. Лучше всего это получается в черно-белых снимках, от которых исходит душевное тепло и появляется второй план. Вот встретились два одиночества — автомобиль и зебра — оба на чьих-то руках в красных перчатках на фоне мегаполиса.

В другой серии — “Вечно незаконченное здание” — с темой одиночества на выставке соседствует тема неопределенности. На фотографиях и фотомонтажах пространство стройки заполнено людьми, что застыли на этажах, как куклы на полках, или идут куда-то, обнимаются, чего-то ждут. Это общество, развитию которого никогда не придет конец.

К сожалению, ни китайское общество, ни какое-либо другое не умеет отличать художников-концептуалистов от просто концептуалистов. Произведения последних трудно идентифицировать: они просто “щелкают” все что под руку попадет, не переосмысливая это художественно. И авторов перформансов — кто какой создал — друг от друга не отличить. В результате зарытые в землю компьютерные дискеты, обнаженные люди на стройке или законсервированные в банках фекалии становятся предметами “современного искусства”.




    Партнеры