Школьников учат играть в карты

И переводят на питание по талонам

7 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 977

“Смотрите, как я умею! — восклицает белокурый мальчуган, вытягивая из автомата, висящего на стене, длинную ленту для чеков. — Можно размотать сколько угодно!” “А еще можно вот так сделать”, — подхватывает инициативу второй пацан и прикладывает к устройству свою пластиковую карточку. Вж-жить! Агрегат выдает чек, на котором написано “Не шалить”. Что это значит? Когда на счете денег не остается, эта машина выдает такие бумажки. Таким вот образом на переменах московские школьники осваивают работу картридера. Устройства, с помощью которого в школах отныне можно питаться по безналичному расчету.


В сентябре в столице стартовал уникальный эксперимент. Учащимся нескольких школ в Северо-Восточном округе раздали так называемые карты учащегося, сделанные “по образу и подобию” социальных карт москвича. На эти карты поступают родительские и бюджетные деньги, но потратить капитал можно только на еду в родной столовой. Принцип заказа меню очень простой: ученик подходит к картридеру, прикладывает карту, автомат выдает ему чек, на котором написано, какая сумма сейчас на счете. Оценив свои финансовые возможности, школяр отправляется к окошку, где выдают горячее, — с чеком или в буфет — с картой, с которой специальное считывающее устройство на кассе снимет после заказа деньги.

— Преимущества у такой системы, безусловно, есть, — рассказывает директор школы №1415 Галина Загородникова. — Ребенок не может потратить деньги ни на что, кроме еды, — эти карточки принимает только школьная столовая. Выйти на улицу и приобрести в палатке пиво или чипсы школьнику с такой картой не удастся. И снять деньги со счета — тоже. Они всегда будут виртуальными.

— А каков ассортимент товаров в вашей столовой?

— У нас нет ни чипсов, ни чупа-чупсов, ни жвачек, ни сухариков, ни сладкой газировки, хотя нам предлагали поставить автоматы с шипучими напитками. То есть от условно вредных продуктов мы детей фактически отстранили, — добавляет заместитель директора Елена Марина, — однако у школьников всегда есть выбор между горячими блюдами и буфетной продукцией, где представлена пицца, сосиски в тесте и другая выпечка. В такой еде, конечно, нет ничего плохого — главное, не злоупотреблять ею. И нам бы хотелось, чтобы школьники по собственной инициативе чаще делали выбор в пользу горячего питания. Однако пока некоторые ребята все еще налегают на булки.

— Вы стараетесь на них как-то влиять?

— Обязательно. В этом и заключается одна из причин введения карт учащегося, — добавляет ведущий специалист окружного управления образования Светлана Болдырева. — Нам нужно добиться того, чтобы дети заботились о правильном рационе. Наши преподаватели во время встреч с родителями стараются объяснить им, что именно мамы и папы могут лучше донести до ребенка смысл нашего эксперимента. Именно родители должны повлиять на то, чтобы их ребенок каждый день кушал суп и вторые блюда.

— А на родителей вы как влияете? Ведь не каждому взрослому докажешь: ваш ребенок питается неправильно!

— Почему, мы объясняем. Для этого ведется специальный мониторинг — нам все известно о том, что берет школьник в столовой. Распечатку этих блюд мы предъявляем родителям, и они лично могут убедиться, часто ли подросток кушает пиццу вместо супа. Если пицца в этой распечатке будет повторяться изо дня в день, это повод призадуматься. И мама должна будет как-нибудь за ужином поднять со своим ребенком тему здорового питания. Другой вопрос, что в некоторых семьях об этом не особенно заботятся. Ребенка не приучают есть кашу по утрам, например. Не все мамы готовят запеканки. И все же мы по мере сил стараемся влиять на родителей, а те влияют на детей. Таким образом, каждый ребенок учится управлять собой — своими гастрономическими предпочтениями.

— И деньгами тоже, — делает весомое уточнение Елена Марина. — Если на карточке идет перерасход средств, мы тоже ставим в известность родителей. Не исключено, что ребенок кормит на их деньги еще кого-то, а семья не в курсе.

— Кстати, можно ограничить денежные аппетиты ребенка фиксированной суммой, больше которой он потратить не сможет, — объясняет директор. — Например, папа кладет своему сыну две тысячи рублей на счет, но при этом активирует функцию, которая позволяет выдавать ребенку не более 100 рублей в день, например. И папа спокоен, и у ребенка соблазна нет.

Говорят, у электронных карт школьника большое будущее. Они заменят учащимся не только кошелек, но и читательский билет, а также проездной. При входе в школу такая карта через пару лет будет служить электронным пропуском, который нужно прислонить к специальному турникету. В ее памяти будет храниться информация о книгах, полученных в библиотеке. С ее помощью можно будет даже расплатиться за тренировку в спортзале.




    Партнеры