“Иранический шантаж” батьки

Лукашенко ищет топливо на Ближнем Востоке

Лукашенко едет в Москву к Путину. Долго откладываемая встреча двух “союзных лидеров” состоится накануне наступления зимних холодов, и это вряд ли случайность. Газ, нефть, электричество — вот основные темы беседы, а вовсе не призрачный Союз. Хотя без него, конечно, не обойтись. Решение экономических вопросов будет зависеть от способности Лукашенко “поступиться политическими принципами”. Накануне встречи каждая из сторон провела психическую атаку…


В своем недавнем телеобщении с народом Владимир Путин не забыл сделать реверанс в сторону белорусского коллеги, заявив: “Я должен сказать справедливости ради, что Александр Григорьевич Лукашенко все-таки является последовательным сторонником создания союзного государства”. Кто-то воспринял эти слова как смягчение тона Москвы, пропустив мимо ушей следующую часть президентского спича. А Путин между тем довольно прозрачно намекнул: “Нас некоторые вещи действительно беспокоят. Мы смотрим на, скажем, объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Белоруссию, смотрим на потребности самой республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж. И здесь нам, конечно же, нужно наводить порядок в процессе нормального диалога с нашими белорусскими коллегами. Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения”.

Какие именно ограничения ждут белорусскую сторону, подробно в минувшую пятницу разъяснил посол России в Белоруссии Александр Суриков. Он сообщил, что если Белоруссия не согласится отдавать России 85% от общей суммы экспортных пошлин на нефтепродукты, то поставки нефти союзнице будут ограничены. Газ Белоруссии с нового года придется приобретать по 140 долларов за тысячу кубов, электричество же Россия не намеревается продавать Белоруссии вовсе: самим не хватает.

Слова Александра Сурикова вызвали в белорусском правительстве бурю похлеще, чем заявления его предшественника Дмитрия Аяцкова о “раздувании щек”. Наверное, потому, что в отличие от экзальтированного экс-саратовского главы Александр Суриков не говорит того, на что не было санкции сверху. То есть его прямую речь можно смело воспринимать как намек из Кремля. Правительство Белоруссии тут же заявило, что готово к адекватным мерам. А именно: повысить цены за транзит российской нефти, автотранспорта и за аренду двух российских военных баз.

Для пущей убедительности в выходные Александр Лукашенко скатался в Тегеран и провел переговоры о поставках в страну иранской нефти. Козырь сомнительный, ведь прямых трубопроводов между Минском и Тегераном нет, но демонстративная переориентация экономики Белоруссии на азиатских и латиноамериканских партнеров должна, по мнению ее властей, повлиять на Москву. Вот только влияние может быть не совсем таким, каким рассчитывали. Ведь Белоруссию, которая заводит партнеров налево-направо, спонсировать и вовсе смысла нет.


ЭКСПЕРТ “МК”

Депутат Госдумы, член Комитета по безопасности Геннадий Гудков:

— Совершенно очевидно, почему Россия предпринимает такие шаги. Мы хотим получить внятный ответ из Белоруссии: будет объединение или нет? Будет существовать союзное государство или нет? В принципе дальше разговоров о создании союзного государства дело не идет. Единое государство — это единая валюта, единое таможенное пространство, единые правила. Всего этого нет. Поэтому надо принимать решение: либо они действительно объединяются и создают союзное государство, либо нет, но это должно быть ясно. И то, что Россия прибегает к таким недружественным шагам, — это попытка добиться от руководства Белоруссии определенности. Ответные шаги Белоруссии означают скорее “нет”, чем “да”. Если бы было “да”, то Лукашенко наметил бы конкретные шаги по реальному объединению. Тогда все проблемы с газом были бы решены. Но этого не происходит. Я не буду говорить, кто прав, кто виноват. Российскую политику тоже бывает трудно понять. Но и политика Белоруссии непонятна.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру