Комедия длиною в жизнь

Алла Сурикова: “Юмор спасет мир”

“Однажды моя бабушка серьезно заболела. Доктор вынес свой вердикт: “50 граммов черного хлеба и чего-нибудь смешного”. Мы все ее очень любили и бросились лечить. Собирали для нее анекдоты, пели... И она выздоровела. С тех самых пор я твердо уверовала: смешное лечит и объединяет... Мир уцелел, потому что смеялся”.

Так написала в книге воспоминаний режиссер Алла Сурикова. Женщин-режиссеров — по пальцам пересчитать, а женщин-комедиографов — вообще одна она. Даже в суровом жанре вестерна у Суриковой все равно получилась комедия — “Человек с бульвара Капуцинов”.

6 ноября у Аллы Ильиничны был день рождения. И в свой праздник она пообщалась с репортером “МК” и показала свой фотоальбом.


Для легендарного режиссера актеры, друзья, коллеги и родные — на первом месте. Их карточки изобилуют в ее альбоме. О них она готова говорить много и долго. А вот фотографий себя, любимой, очень мало, и показывает она их в последнюю очередь.

НАШИ И ДИКИЙ ЗАПАД

Просмотр фотографий начался, понятное дело, с “Человека с бульвара Капуцинов”.

• Нынешним летом мы проводили в Астрахани 11-й кинофестиваль “Улыбнись, Россия!”. Астраханцы приготовили нам сюрприз: возле кинотеатра “Иллюзион” поставили замечательный памятник Андрею Миронову в образе мистера Феста. Здорово! В будущем году картине 20 лет! Юбилей. А кажется — все было только вчера…

• Кстати, помните эпизод в картине, где женщины несут на руках мистера Феста и скандируют: “Хотим фильму!” Ну не могли же мы с Андреем Александровичем позволить актрисам — при всей их любви к нему, — чтоб они сами несли его! Тогда родилась идея переодеть во все женское каскадеров. С каким упоением эти здоровые, накачанные парни красили губы, надевали парики, примеряли шляпки, втискивались в кринолины! Видимо, это какое-то четвертое измерение для мужчин. Им очень хочется побыть в нашей “шкурке”. Самой очаровательной дамой оказался Саша Иншаков, постановщик драк. Вот только туфелек не нашлось в нашем гардеробе на каскадерские “ножки”. Поэтому нет-нет да и выглянет из-под кружевного платьица ковбойский сапог. Слава богу, на общем плане этого никто не заметил.

• За “Человека с бульвара Капуцинов” мы получили две замечательные награды: нашу — “За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства” и американскую — 1-й приз на фестивале “Женщины в кино” в Лос-Анджелесе. А также мы получили мешки писем от восторженных поклонников. Пишут и сейчас. Вот письмо от ребят из Владимира: “Мы просим снять фильм “Человек с бульвара Капуцинов-2”. Мы вам сами сыграем всех ковбоев и сами выполним все трюки. Только не смейтесь”. А что?! Забавная идея! Может, и вправду попробовать? Миронова Женю попросить сыграть преемника того мистера Феста. Если этот замысел подхватит какой-нибудь телеканал, как раз к юбилею “Человека” снимем.

“ВЫ НЕ ОСТАВИТЕ МЕНЯ”

— так называется новый фильм Аллы Суриковой, который скоро выйдет в прокат.

• Я бы определила его жанр как “мое другое кино”. Я снова чувствую себя дебютанткой. Мелодрама. Хотя и ироническая. 50-е годы… Сегодня снимать историческое кино очень сложно: дорого и кропотливо обходится поиск или восстановление каждой мелочи, каждой детали реквизита и костюма — от подтяжек до елочных игрушек. И ведь не проскочишь на случайных вещах — еще много свидетелей того времени…

• Главную роль сыграл Саша Балуев (это наша с ним третья картина — до того были “Идеальная пара” и “О любви в любую погоду”). Однажды на съемку пришел его друг, художник Каплевич. Долго вертел головой по сторонам, искал Сашу, проскакивая его взглядом. Не признал. Ведь Балуев последнее время все в погонах и с пистолетом. А у нас он другой: ироничный, интеллигентный, иногда даже беззащитный. Хотя, думаю, для разных зрителей восприятие его героя будет разное. Одни будут видеть в нем художника, не реализовавшего по-настоящему свой талант. Другие — смертельно влюбленного… Третьи могут упрекнуть нашего героя в жестокости…

• В большой серьезной роли снялась Лиза Боярская, молодая питерская актриса, очень красивая и талантливая. До меня она уже снялась в трех картинах (“Своя чужая жизнь”, “Первый после Бога”. — Л.Р.). Но мне кажется, что у нас она открылась совершенно заново. Лиза — выпускница и актриса театра Льва Додина. А это для актера как знак качества. Хотя, конечно, сложностей с ее выцарапыванием на съемки было достаточно (и письма слезные Додину писала, и челом била, и цветы с шампанским обещала — долг пока за мной, — и по ночам звонила…). Ведь артист, когда хочет сниматься, говорит, что свободен на всю оставшуюся жизнь. А как только утвержден, тут же появляются тридцать три обстоятельства, по которым он может сниматься только тогда-то и тогда-то.

В этом фильме есть несколько эротических сцен. У Лизы такое молодое, такое красивое тело — грех было не показать его людям. И драматургия требовала того же. Снято было несколько эротических сцен. Не все вошли в картину — монтаж! Но кое-что все-таки осталось.

Экранного отца Лизы сыграл настоящий — Михаил Боярский. Маму — Наталья Селезнева. Миша уже видел картину, правда, еще с черновым звуком до перезаписи. Мне было достаточно нервно — как он воспримет кино в целом и родного ребенка в пикантных сценах. Но он актер высокой профессии. И любимой. У него была очень интересная оценка картины. Не буду пересказывать, скажете — хвалюсь. И ни слова про Это. Это — профессия. Его дочь — актриса.

• Кроме главных и второстепенных ролей в фильме много ярких эпизодов. Например, скрипач-виртуоз во фраке — Коля Фоменко. Он, как оказалось, закончил музыкальную школу по классу скрипки. Сцены с Колей проходили ночью в Рахманиновском зале 7 ноября, год назад. Сразу после дня рождения, который я не отмечала. Ведь на следующий день предстояло снимать почти сутки. Причем в срок уложиться надо было обязательно, поскольку Рахманиновский зал нам давали только на определенное количество часов днем и на всю ночь. (А больше мы бы и не потянули финансово.) Экстремалу Фоменко не привыкать работать в тяжелых условиях. Массовка же валилась с ног. Тогда он их вдруг взбадривал то острым словом, то экстравагантным выпадом. В какой-то момент он вдруг стал очень правдиво падать прямо на сцене… Ну а я, естественно, бросилась его поднимать — вот такой у нас с ним получился эстрадный номер где-то ближе к трем часам ночи… К утру сонная массовка зрителей слушала его “Рондо каприччиозо” с закрытыми глазами. А со стороны выглядело, что они как бы в полном кайфе от виртуозного исполнения… Но Коля и на самом деле играл прекрасно.

• Юрий Кузнецов приехал на съемки со своей десятилетней дочкой Сашенькой. Он так нежно любит ее и так трогательно на нее смотрит, что я не решилась разлучить его с ребенком. В результате в его роли — актера, всю жизнь играющего только Ленина, — появилась краска одинокого брошенного отца. Во всех сценах и даже за кулисами рядом с ним дочь.

• По сценарию, действие происходит в некоем крупном провинциальном городе. Хотели в Питере, но не получилось. Не потянули. Потому нашли все в Москве. Ее просто надо хорошо знать, и в ней — нашей красавице — можно найти любой город. У нас был замечательный художник Леонид Перцев. Он знает Москву не понаслышке. Он исколесил ее за долгую киножизнь вдоль и поперек. Особенно впечатляюще получилось с территорией Тимирязевской академии. Интересно, что Эльдар Александрович Рязанов снимал там же свою Данию, у того же здания административного корпуса — только со стороны сада.

• Удалось найти даже трамвай 50-х годов. Сложно представить, как Маше и Жене Архангельским — моим главным соратникам по картине — удалось его выкорчевать из депо и доставить на площадку. Окна этого трамвая потом пришлось “морозить”, чтобы не было видно современного города.

ДОЧЬ И ВНУКИ

Фотографии родных занимают особое место в ее альбоме.

• А это моя дочь Кира в картине “О любви в любую погоду”. В этой картине снимался и мой старший внук Ваня Суриков. На фото он с главной героиней — Дашей Калмыковой. А на этом коллективном фото, где я тоже присутствую, Андрей Федорцов с “сыном”, в роли его сына — Коля, средний сын моей дочери. А Кира — гувернантка-француженка. В “Московских каникулах” Кира играла стюардессу на английском (мама использует знание двух языков дочери в своих киноцелях). Только в “Идеальной паре” Кира играет на русском.

• Не так давно у Киры вышла замечательная книга “Несладкий кофе”. Она начала писать еще школьницей. Однажды я открыла ящик ее стола, увидела печатные листы. Прочитала и решила Кире показать, как замечательно кто-то пишет. Оказалось, она. Не зря ее русскому языку в школе учил сын Эдварда Радзинского!

• Да, а вот только сейчас звонил руководитель детского музыкального театра, где занимается Ваня, Александра Федорова. Мастер очень хвалила Ваню Сурикова. И особенно за то, как он читал стихотворение Киплинга “Если”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру