Пол-литра утреннего света

Поэту Леониду Завальнюку исполнилось 75 лет

Леонид Завальнюк — человек-пейзаж. Стихи с ощущением шуршащих осенних листьев. И птицы куда-то улетают, и пахнет льдом от старой кадки, и вдоль речки дымный след от тишины. Леонид Завальнюк — один из тех людей, без которых нынешнее “поколение пепси” не имеет прошлого, души, глубины и объема. Даже если оно само об этом не догадывается.


Слеза, осенних дней примета,

Росой холодной потекла...

И журавли уносят лето,

И журавли уносят лето,

Раскинув серые крыла.

Это песня на стихи Завальнюка — она уже давно потеряла авторство, она кочует по интернет-пространствам, перемещается по самым разным сайтам. А вот еще: “Вот такое огорченье — /У соседа день рожденья, /Он меня не пригласил, /Только стулья попросил”. Для тех, кто не знает, — это песня Аллы Пугачевой на стихи Леонида Завальнюка под названием “Почему”. А еще фильм “Человек, которого я люблю” 66-го года с Георгием Жженовым и Тамарой Семиной. Снят по повести Завальнюка “Дневник Родьки Муромцева — трудного человека”. А еще — больше двадцати книг стихотворений и выставки картин в России и за границей…

Леонид Андреевич родился в 1931 г. на Украине. “Мать умерла весной 1941 года. А летом, перед самой войной, у меня появилась мачеха. Очень скоро стало понятно, что надо эвакуироваться…” Дальше — война. Трудное военное детство — для кого затертые слова, а для кого половина жизни. “Ты его не обижай. Ему и так всякого досталось. И от войны, и от людей”, — скажет спустя много лет мачеха про своего пасынка, Леонида Андреевича, бывшего Леньку. Как жить подростку, если отец на войне, а мачеха пытается прокормиться сама? Продавать газеты, по мелочам воровать, собирать гнилую картошку. Потом — учеба в ФЗУ, потом — работа на заводе. Первые стихи, а потом, как водится, — Москва, Литинститут.

В 60-е годы, когда Завальнюк учился в институте, Лит не успел еще стать богемным заведением. Все было чисто и прекрасно, советская молодежь писала стихи и верила, что этому можно научиться. А когда Литинститут со всеми радостями и гадостями был закончен, началось новое увлечение, открывшее иную грань таланта, — живопись.

Можно или нельзя этому научиться, но Леонид Завальнюк писать стихи умеет. Новая его книга, вышедшая недавно под названием “Планета Зет” со стихами разных лет — отличны подарок к юбилею. От этих стихов веет окуджавским “Становлюсь сентиментальным./В моем облике печальном/что-то есть от поздних рощ…” Время действия — осень, место действия — осень. Тепло, мокро, мягко, грустно, нежно. И забавно — например, ода плавленому сырку “Дружба”: “Но ты не бойся, я тобой не закушу”. Вполне даже пушкинская простота в этих строчках:

Временами ощущаю:

Кто-то шлет мне чашку чая,

Хлеба с маслом

И покой,

Удивительный такой.

Всем бы нам такой покой и уют, который приходит с мудростью. А может быть, его еще нужно заслужить?

И так мила мне даль сквозная,

И так я у всего в долгу,

Как будто тайну вечной жизни знаю,

Вот только вспомнить не могу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру