“Щас милицию вызову!”

Сегодня стражи порядка отмечают свой праздник

В последнее время стражей порядка больше ругают, чем хвалят. Но если вдуматься — ругаем мы самих себя. Ведь милиционеры не инопланетяне. Такие же люди, как мы, — наши соседи, братья, сестры, родные. И жизнь у них тоже не сахар. А у большинства — куда тяжелее, чем у “гражданских”. Так, может быть, стоит изменить отношение? Себя-то мы любим.

Сегодня праздник, а значит, хороший повод. Попробуйте хотя бы просто улыбнуться встречному постовому. А “МК”, в свою очередь, поздравляет всех стражей порядка. Удачи, здоровья и большой зарплаты!

MАГИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Про заместителя министра внутренних дел России Андрея Новикова говорят, что он работает 24 часа в сутки. Успевает объехать “больные” точки страны, в курсе всех проблем подведомственных ему подразделений. А в его подчинении — вся криминальная милиция страны. Но накануне Дня милиции генерал-полковник милиции Новиков все-таки нашел время для интервью нашей газете.


— До вас криминальную милицию курировал нынешний глава МВД Рашид Нургалиев. После него тяжело руководить этим направлением? Он ведь, наверное, пристально следит за своим детищем?

— С одной стороны, очень приятно было из рук министра принимать криминальную милицию. А с другой — мы, бывает, на дню по нескольку раз встречаемся, министр постоянно интересуется, чем живет и занимается СКМ. Мы ведь прекрасно понимаем, что работа криминальной милиции наиболее значима с точки зрения общественной жизни. И все это очень сильно влияет на мою работу.

— В первую очередь всегда спрашивают про “громкие дела”. А за последнее время был совершен ряд резонансных убийств, которые всколыхнули всю страну.

— Вы же понимаете, что раскрыть тщательно подготовленное убийство за один день удается очень редко. Но за последнее время нам удалось поставить точку в целом ряде дел, расследование которых тянулось не один год. Это убийство Отари Квантришвили, по которому задержан участник медведковской ОПГ, совершивший около 10 заказных убийств; убийство председателя правления АКБ Росбизнесбанка Ивана Кивелиди — задержан житель Московской области, который нанес отравляющее вещество на телефонный аппарат; убийство губернатора Магаданской области Цветкова — в Испании задержаны находящиеся в международном розыске подозреваемые, убийство генерала Гамова. Из последних раскрыли взрыв на Черкизовском рынке, серию убийств девочек в Калининградской области.

В марте в Тверской области сотрудниками УБОП задержаны за взятки участники организованной группы, возглавляемой председателем Тверской городской думы Почтаревым. В нее входили зампред гордумы Жгутов, депутаты и бизнесмены. Задержание в Орловской области группы высокопоставленных чиновников.

— А убийства Анны Политковской и Андрея Козлова?

— По первому делу идет активная оперативная работа, и я бы не хотел пока говорить о том, как продвигается дело. А по убийству зампреда Центробанка Козлова нами задержаны исполнители убийства. Мне бы хотелось еще раз сказать, что трех граждан Украины, причастных к этому убийству, задержали наши сотрудники. Никто из них не приходил с повинной в милицию. Неверна и распространенная информация, что они бывшие спецназовцы. К сожалению, произошла утечка информации, которая навредила нашей работе. Сейчас возбуждено уголовное дело, проводится проверка. И виновные обязательно будут наказаны.

— Вызывает тревогу и растущее число экстремистских выходок молодежи. Что делается в этом направлении?

— Мы создали базу данных участников экстремистских организаций. Но главное — уделяем особое внимание финансированию терроризма и экстремизма. Так, в Петербурге выявлена преступная группа, участвовавшая в схемах финансовой подпитки экстремистов. Мы проверяли одного из активных участников антиглобалистского движения и обнаружили, что он обналичил значительную сумму денег в одном из коммерческих банков города. А потом передал их антиглобалистам, участвовавшим в протестных акциях на стадионе им. Кирова.

В Питере продолжается работа по ликвидации деятельности праворадикальной экстремистской бандгруппы “Мэд-Крауд”. Задержаны 11 участников. Установлена их причастность к совершению 14 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийства ряда иностранных граждан. В настоящее время проводятся ОРМ в отношении заказчика убийства в Петербурге 19 июня 2004 года старшего научного сотрудника Кунсткамеры профессора-антифашиста Николая Гиренко.

— В одном из ваших выступлений прозвучала фраза, что в последнее время выросло количество тяжких преступлений…

— Одной из наших главных проблем остается уличная преступность. По сравнению с прошлым годом она выросла более чем на 30 процентов. Причем треть этих преступлений составляют тяжкие и особо тяжкие. Рост уличной преступности наблюдается на протяжении вот уже пяти лет. Больше всего охотятся за владельцами мобильных телефонов, почти вровень с этими преступлениями стоят кражи денег, ювелирных украшений, одежды.

Приходится, к сожалению, возвращаться к нашим проблемам: из-за невысокой заработной некомплект подразделений патрульно-постовой службы милиции, отвлечение сотрудников, в том числе в служебные командировки на Кавказ, большая текучесть кадров, недостаточный опыт работы.

Но вместе с тем хочу отметить, что уже сегодня создана4-х уровневая система профилактики правонарушений. В ее реализации задействованы и правоохранительные органы, и органы местного самоуправления, социальной защиты, образования, здравохранения и занятости населения.

А вот раскрываемость тяжких преступлений улучшилась. Немного, на 1,7%, но и это прогресс. Из-за притока мигрантов количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, выросло на 6,8%.

— Недавно прошла компания по борьбе с грузинской преступностью. Она закончилась?

— У преступности нет ни национальности, ни границ, мы боремся с этническими организованными группами и преступными сообществами и конкретизировать мне не хотелось бы. Сейчас нашим сотрудникам представители криминальных групп пытаются давать взятки, чтобы уйти от ответственности. Такие случаи фиксируются практически ежедневно. 5 октября УБОП Москвы задержал уроженца Грузии при попытке дачи взятки в $10 тысяч сотруднику милиции за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО “Антарэс”. На следующий день был задержан предприниматель Читанава, который за мзду просил уничтожить акт проверки его предприятия. И так далее.

* * *

— Как вы вообще пришли в милицию?

— Я служил в спецвойсках. После службы вернулся на “Арсенал” фрезеровщиком. Потом решил сдать экзамены в школу милиции. Поступил, понравилось.

Потом было 44-е отделение Куйбышевского РУВД, которое в основном занималось скупщиками краденого. Но там я проработал недолго. Мне предложили перейти в главк, а в 93-м — возглавить подразделение “А” (работа с агентурой). До этого занимался еще и проблемной молодежью, что очень пригодилось сегодня. Фанаты, панки, первые фашисты…

Тогда все это только начиналось. Но тоже было непросто. В 1988 году футбольные фанаты пытались протащить на матч четыре бомбы. Мы два месяца работали и задержали их прямо на входе стадиона с поличным.

В подразделении “А” в 94-м я за одну из разработок получил свой первый орден.

— За что, если не секрет?

— Мы разрабатывали одну очень серьезную банду, которая занималась изготовлением взрывных устройств с дистанционным управлением. Причем это были специалисты высокого класса. Маленький пример: мина с дистанционным управлением работала в городских условиях, когда сигнал посылался с расстояния до 3,8 км! Мы тогда внедрили в банду моего старого приятеля из МУРаБыла многоходовая комбинация, в результате которой мы купили первые четыре бомбы в Москве.

А московскую бригаду возглавлял вор Артист, бывший киноактер, который играл в фильме “Кортик” и “Бронзовая птица”. Вот через него “продукцию” перетаскивали в Москву. Зацепили мы и главного инженера одного из наших военных заводов.

Еще одна интересная разработка была, когда готовилось покушение на Собчака. Мы взяли группу, которая совершила разбойное нападение на военное предприятие. Бабушкам из ВОХР дали по голове и разграбили караулку с оружием — наганы, патроны. На выходе мы их всех уложили. А они готовили серию разбойных нападений в Петербурге и Москве, чтобы набрать необходимую сумму для проведения теракта в отношении мэра города. Они хотели накрыть его квартиру из гранатомета с Фонтанки. А возглавлял бригаду капитан 3 ранга — военный моряк.

— Вы сейчас живете в Москве. По Питеру скучаете?

— У меня сложилось так, что каждое лето в детстве я жил в Москве у бабушки. Так что Москва для меня чужим городом никогда не была. Да и родственников здесь много. Но в Питер иногда очень хочется, особенно когда наступает период белых ночей. Да и без этого многое держит в Питере — родители, сестра.

— Есть в Москве “ваши” места, которые вы особенно любите?

— Я безумно люблю Воробьевы горы. Там можно Москву с высоты птичьего полета посмотреть. И вообще настраивает на философский лад. По гороскопу я Козерог, а всем Козерогам свойственно по горам ползать. Вот и я люблю пересеченную местность. Да и близость университета тоже накладывает определенный отпечаток.

— На семью время остается?

— Очень мало. Но дружеские отношения стараемся поддерживать. Жена и дочь работают, но в меру сил тоже мне помогают. Я женат 24 года, и мы с супругой очень хорошо понимаем друг друга.

— Что вы читаете, когда есть время?

— Беллетристику и периодику. Из последнего читал “Код да Винчи” Дэна Брауна. Хотя это не вписывается в рамки беллетристики.

— Ну и как вам с оперативной точки зрения?

— Все нужно проверять. У нас профессия такая. Другие придумывают, а наше дело — не ошибаться в оценках и выводах. Люди нашей профессии ошибаться просто не имеют права. За этим стоят судьбы людей.


СПРАВКА "МК"

Родился в Ленинграде, после окончания с отличием Ленинградской школы милиции МВД СССР проходил службу в уголовном розыске. Возглавлял УВД Красногвардейского района Петербурга. С 2001 года работал начальником Управления делами МВД России, кавалер орденов “За заслуги перед Отечеством IV степени”, “За личное мужество”, ордена Почета.


Беседовал Олег ФОЧКИН

ОПЕРА: ХРОНИКИ ДЕТСКОГО ОТДЕЛА
Двое московских милиционеров стали отцами 19 раз

Милиция, между прочим, не только охраняет и защищает нас. Она еще и заботится об улучшении нашей демографической ситуации.

В Москве проживает 646 многодетных сотрудников милиции. Двое из них — подполковник Юрий Малыгин и прапорщик Михаил Кручинин — живут практически по соседству, в Северо-Западном округе столицы. И если только их детей поставить в ряд, получится внушительный коллектив — 19 человек!


В коридоре квартиры Малыгиных к стене саморезом намертво привинчено красное детское ведерко. Это ноу-хау внедрил глава семьи Юрий Иванович, чтобы не разыскивать хозяев потерянных вещей. Идет по коридору: там игрушка, там браслетик — все в ведерко. Потому что искать, кому именно из 9 дочерей принадлежит украшение, никакого времени не хватит.

Собственно, и самих детей-то найти в 8 комнатах и 4 ванных довольно сложно. Когда-то на этом месте было четыре квартиры. Их соединили и сделали что-то вроде общежития. Многочисленные Малыгины-младшие сами собой поделились по двое-трое и зажили “своим домком”: сами себе стирают, сами полы моют, сами гуляют и родителей не дергают.

Правда, подергать папу у них и так бы практически не получилось. Юрий Иванович — замначальника отдела по кадровой и воспитательной работе МОВО при УВД СЗАО, и домой он приезжает очень поздно. Так что жена Галина уже не удивляется, когда он уезжает на службу в выходной день. Сам Юрий Иванович с тоской признал: “Когда есть время — гуляем, в кино ходим. Но не очень часто…”

И несмотря на это, Галина Петровна — спокойная, даже безмятежная женщина. И не подумаешь, что такой может быть мать 12 детей. Но мой первый вопрос: “Сколько же у вас денег уходит в месяц?” — заставил ее крепко задуматься.

— Все! — после паузы решительно сказала она. — И что муж приносит, и пособия на детей. Чаще всего приходится покупать зубную пасту, туалетную бумагу и чистящие средства. Недели не проходит — кто-то приходит с пустым тюбиком: “Ма-ам! Пасты нет…”

— А продукты? — стучу по боку одного из двух холодильников.

— Продуктов, кстати, не так много. Вермишели за раз всего полтора кило варим (3 пачки! — Авт.), хлеба в день покупаем — черный и три белых. Для борща натираем морковь и свеклу в больших количествах и кладем в морозилку. На всю зиму хватает, и резать не надо. А как день рождения или праздник — все за стол садятся салаты строгать!

— А вы все дни рождения помните? И сколько кому лет?

— Конечно! Алексею — 25, Елене — 23, она старший лейтенант милиции, кстати… Ольге — 19, Наде — 17…

На этих словах обстоятельный Юрий Иванович принес маленькую шпаргалку. На ней табличка: слева — имя, справа — дата. То есть все серьезно, как в отчете: Гале — 15, Нине — 14, Юре — 13, Люде — 12, Насте — 11, Наташе — 8, Толе — 6, Свете — 5.

Несовершеннолетних детей в семье “всего” 9. Именно поэтому в детском саду им положена только 50-процентная скидка. Было бы 10 — тогда да, можно совсем не платить. А так — извините.

Ходить по квартире Малыгиных очень увлекательно — везде дети, диваны, снопы курток, моря обуви, стеллажи мягких игрушек. Углы, двери… И везде — самая младшая, Света, которая, как маленький шпион, рассматривала меня с расстояния десяти шагов в бинокль...

Галина Петровна уволилась “на пятом… нет, на шестом ребенке”.

— Зато теперь всю школьную программу знаю. Особенно немецкий — очень много детей немецкий учили.

Так и проходит ее день: разбудить, проводить, приготовить, проверить уроки. Правда, “утром есть часа три свободного времени”.

— Так она же — жена милиционера, — пояснил Юрий Иванович. И это прозвучало как звание.

* * *

Семеро детей в “двушке” — это ерунда, никаких хлопот. А вот новую квартиру получить — тут побегать надо. Четыре месяца назад у милиционера-водителя роты ППСМ Михаила Кручинина родился четвертый сын, а тут и другая радость — наконец-то дали пятикомнатную квартиру.

— Сейчас, конечно, да, повернуться негде. Зимнюю одежду, обувь приходится на антресоли складывать. Даже пообедать вместе на кухне не получается — дети разбирают еду и уносят. У нас и машина-то семиместная — Opel Zafira. Друзья предсказывают, что следующая будет — автобус с “гармошкой”!

— А что, есть вероятность?

— Ну как, — скромно сказал Михаил. — Ирина вообще-то хотела девочку. Получился мальчик. Теперь шутит, что следующая будет дочка.

Дочек в семье, действительно, недобор, всего три: Ольга (18), Татьяна (15) и Катя (3). Остальные — пацаны: Алексей (11), Александр (5,5), Артем (1,6) и Егор (4 месяца).

— Как же вы решились хотя бы на второго?

— На второго — тяжело, а третий — уже как по накатанной идет. Дети, когда их много, друг другу помогают и раньше начинают говорить, ходить, есть самостоятельно.

Михаил работает в две смены: сутки — водителем, сутки — отцом многочисленного семейства. Но рабочий день у него начинается строго в 7.30, когда он завозит первого ребенка в детский сад.

— А поваляться-то с книжкой когда?

— На пенсии поваляемся.


Анастасия КУЗИНА

“ЩАС МИЛИЦИЮ ПОЗОВУ!”
Такие крики слышит всю жизнь москвичка Людмила Рябушкина

Вопли под окнами: “Что творите?! Сейчас милицию вызову!” — заставляют нас время от времени испуганно оглядываться по сторонам. А вот 74-летняя старушка, живущая на севере столицы, заслышав их, только грустно вздыхает. Еще бы, ведь Милиция — не что иное, как “официальное” имя пенсионерки! Нет-нет, все друзья и знакомые знают ее как Людмила, но вот в паспорте гордо красуется “Рябушкина Милиция Васильевна”.


Родилась она в небольшом селе Таналык Оренбургской области. Людмила была младшей из трех сестер, и, как самую маленькую, ее ласково называли Милочкой. Дожив до 16 лет, девочка гордо пошла получать первое взрослое удостоверение личности. В предвкушении открыв новенький паспорт, Людмила онемела: в графе “имя” стояло… Милиция.

Просто, когда Мила только родилась, врачи спросили родителей, как зовут девочку. Вот они и ответили: “Милочка”. Но не записывать же так! Паспортистка подумала-подумала и решила, что полное имя — Милиция. Так и записали в свидетельстве о рождении. И превратилась Людмила в тезку правоохранительных органов.

Когда пришло время документ менять, Милочка взвилась: “Ну почему я должна с таким именем жить?..” Надоело, что при виде ее первой странички у всех на лице расползается ухмылка. Но по тем временам изменить запись стоило больших денег, и родители твердо отказали. Мила погоревала, но смирилась.

По профессии Людмила Васильевна стенографистка, но последнее время работала контролером в театре. Сейчас она уже на пенсии, вырастила и детей, и внуков. В семье, конечно, ее имя вызывает много улыбок. А муж сестры во время гулянок еще и залихватски подстегивает: “Я ничего не боюсь! Ведь моя Милиция всегда при мне!”

Вот так и живет Людмила Васильевна милицейской тезкой. Конечно, за пределами семейного очага об этом мало кто знает, да и родные уже привыкли. “Наша Милиция нас бережет!” — смеются они.

А в Люблине живет единственный тезка самого известного участкового — Федор Анискин. Как и знаменитый милиционер, он уже много лет служит своему любимому делу. Уже 35 лет Анискин — обычный инженер. Как закончил МИРЭА, так и пошел работать по профессии. Живут Анискины душа в душу, общественный порядок стараются не нарушать, поэтому с милицией никогда и не связывались.

— Было дело, мне пришлось пересечься с нашим участковым несколько лет назад, — рассказывает Федор, — но то ли он фильм не смотрел, то ли просто не заметил, но на имени внимания не заострил.

Федор — просто мастер на все руки. Конечно, за стирку-глажку отвечает жена Нина Алексеевна, а вот грубая работа — целиком на муже. Чем он только ни занимается — и полочку мастерит для любимой супруги, целиком ремонт во всей квартире самостоятельно делает!

Когда вышел фильм про Анискина, Федору было около 25 лет. Нельзя сказать, что на него обрушилась всеобщая слава, но друзья и знакомые не раз подкалывали насчет “звездного” имечка.

— Конечно, я смотрел фильм с Жаровым, — улыбается Федор. — И, естественно, мне нравится главный герой, и не только потому, что нас зовут одинаково, просто он сам по себе человек хороший.

Московский Анискин не хуже деревенского способен на благородные поступки — заступиться за слабого или восстановить справедливость. Может, и не в таком большом масштабе, но в кругу знакомых и семьи — точно. И вообще, семья для него — это святое. Дети и внуки уже выросли и съехали, а Федор живет вдвоем с женой, в которой души не чает. Летом всей семьей они отправляются за грибами в Можайск — там, по заверению Федора, самые грибные места. Ну а под Новый год можно и “в свет” выйти, например в театр.

Жаль, что у Анискиных нет авто, а то так и представляется, как суровое лицо постового озаряется улыбкой, и он с добрым напутствием отпускает чету без уплаты штрафа. Хотя скорее всего Федор правил бы не нарушил — ведь порядок надо соблюдать. И пусть не для всей деревни, но для семьи и друзей Федор — точно самый любимый и участливый “участковый”!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру