Беленькую — в черное тело

Чиновники предлагают водке дорожать

Последние известия с каждым днем все больше напоминают сводки с полей брани. МЧС заявляет: в России с 1 сентября суррогатным алкоголем отравились более восьми тысяч человек. И это в стране, претендующей на гордое звание цивилизованной. Вот интересно: все знают, что пьют, где пьют и почему пьют. Но при этом никто и ничего не может сделать. Или не хочет...


Но, кажется, лед тронулся. Вот и замминистра финансов Сергей Шаталов в выходные наделал шума, заявив, что стоит отнимать лицензии у магазинов, торгующих водкой по цене ниже 60 рублей. Фактически объявив, что неплохо бы установить минимальную цену на беленькую. Только вот беда, все отравившиеся пили отнюдь не водку. У них на нее денег нет. И откуда у властей твердая уверенность, что деньги появятся после введения минимальной цены?

Для справки: ежегодно страна выпивает 35 млн. дал (ведер) водки, сошедшей с конвейеров заводов, но миновавшей уплату налогов. Чаще всего это именно она стоит в магазинах по 40—45 рублей. Нет, безусловно, за казну обидно, но для народа это выход. Ведь треть нашего взрослого населения из-за пустых кошельков попросту отлучена от легального алкоголя. Это факт. С другой стороны, под водку с “третьей” заводской смены может запросто “закосить” любое подвальное пойло. Вероятно, этим, хочется надеяться, и руководствуются власти, пытаясь установить минимальную цену на беленькую.

На самом деле идея не нова. Насколько известно “МК”, алкогольный бизнес и сам уже хотел предложить закрепить водочную ценовую планку. Не то чтобы таким образом обязать себя платить все налоги, а для того, чтобы от них наконец отстали. Алкогольный рынок трясет как в лихорадке уже год. За последние десять месяцев Россия снизила производство водки на 10%. Только вот народ трезвей от этого не становится. Потому как пьет не водку.

И опять же непонятно: кто будет устанавливать минимальную розничную цену на беленькую, в какие сроки и даже как это проводить на законодательном уровне. И будет ли единая цена для всей России или в каждом регионе она окажется своя? Одним словом, полный простор для буйной чиновничьей фантазии, которая готова на подвиги, когда вопрос стоит о том, чтобы заполучить для себя дополнительные права.

Зато понятно другое. Если оставить все как есть и просто установить минимальную цену на водку, к примеру, рублей 60 (меньше она стоить не может — в ней только налога больше 40 рублей), то армия любителей дешевизны пополнится новыми бойцами. И травиться начнут уже и те, кто пока пьет пусть и нелегальную, но все же водку, а не откровенный яд. К гадалке не ходи. МЧС в своих рапортах начнет оперировать уже не тысячами, а десятками тысяч.

Но не надо думать, что предложения из Минфина коснутся лишь законченных алкоголиков с социального дна. Даже самым притязательным в возлиянии гражданам радоваться рановато. “МК” задал всего один вопрос знакомому владельцу магазина (который тоже не без греха): если государство продиктует вам стоимость водки, что будет с остальным спиртным? Ответ был прост: я подниму и остальные цены. Объяснение простое: если самая дешевая беленькая подорожает, то почему не должна дорожать водка класса премиум?

Эксперт “МК” Павел ШАПКИН, президент Национальной алкогольной ассоциации:

— Как одна из комплекса мер установление минимальной розничной цены на водку имеет право на существование. Поскольку в этом случае дисбаланс цен между абсолютно легальной и левой алкогольной продукцией исчезнет. И тогда у теневиков обороты будут падать. Соответственно их прибыль через некоторое время уменьшится — и они сами будут вынуждены уйти с рынка.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру