Свидетельство о вождении

Расследование “МК”: кто виноват в московских авариях?

Московский парадокс: большинство страшных аварий в столице случается рано утром или поздно вечером, когда дороги почти свободны. Днем, а также в часы пик кровавых ДТП в Москве практически не бывает.

Оказывается, заторы для москвичей — не столько беда, сколько спасение. Если бы не пробки, у нас билось бы гораздо больше машин и гибло гораздо больше людей. Впрочем, куда уж больше... По данным инспекторов ГИБДД, половина столичных водителей регулярно нарушает Правила дорожного движения.

“МК” решил на конкретных примерах и с помощью профессиональных экспертов выяснить: кто виноват в постоянно растущем количестве дорожных аварий в городе и что со всем этим делать?


С целью понаблюдать за тем, как и по чьей вине происходят аварии в столице, корреспондент “МК” провел самый обычный будничный день в дежурной части ГАИ Северо-Восточного округа.


Сутки в дежурной части начинаются в 0.00. Не проходит и трех минут, как водитель Изваров, 1960 г.р., на “Ниссан Альмера” врезается в столб на улице Осташковская, 14. Как мрачно шутят гаишники, пострадали двое: столб да сам Изваров, который нарядом “скорой помощи” с предварительным диагнозом “перелом лучевой кости” отправлен в 20-ю городскую клиническую больницу.

0.20. Водитель “Газели” Ослов С.Н., 1984 г.р., совершает наезд на двух пенсионерок, в неурочный час оказавшихся на улице Широкой, 14. Чуть позже приходит сводка, сообщающая, что Ослов “не выполнил требования дорожного знака 4.15 ПДД “только прямо и направо” и совершил наезд на пешеходов, переходивших проезжую часть слева направо по регулируемому пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора”. В результате Яковлева Анна Николаевна, 1950 г.р., с диагнозом “ушиб ягодичной области, гематома” и Волохова Татьяна Петровна с диагнозом “закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга” отправлены в 20-ю больницу.

Комментарий ГАИ

По статистике, наезды на пешеходов — самый распространенный вид ДТП , совершаемый московскими водителями (в этом мне удалось убедиться в оставшиеся часы дежурства). Причем треть наездов происходит на “зебре” или трамвайных остановках. (Стоит напомнить, что, согласно ПДД, водитель обязан остановиться, как только пешеход ступил на проезжую часть.) Последствия для бедолаг, решившихся перебежать оживленную трассу, обычно печальны. Сами же водители, сбившие пешеходов, страдают редко.

В 0.50 на Алтуфьевском шоссе, 102, столкнулись два творения отечественной автомобильной промышленности. Цитирую сводку: “Водитель Рогов А.М., 1942 г.р., управляя личной автомашиной “ВАЗ-21093”, при следовании по боковой дорожке Алтуфьевского шоссе из центра в направлении области, не выполнив требование знака “Уступите дорогу”, совершил столкновение с автомашиной “ВАЗ-21099” под управлением Магомедова Тахира Нариман оглы, 1965 г.р.”.

Ходов (закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга) отправлен в больницу имени Боткина. Магомедову повезло меньше: с предварительным диагнозом “перелом левой лопатки, закрытый пневмоторакс” его отвозят в институт Склифосовского.

Комментарий ГАИ

Закон на стороне водителя, движущегося в основном потоке. Поэтому, как правило, в подобных ДТП виновным признают того, кто решил перестроиться. А вообще в ДТП обычно виноваты оба водителя, убеждены инспекторы. Если видишь, что лихач на перекрестке несется на красный свет, — остановись, не двигайся навстречу ему из чистого упрямства! А когда поворачивает, залезая на три полосы, огромная “складная” фура, зачем под нее лезть?

…После этого происшествия автомобильная жизнь в округе на несколько часов замирает. Правда, в дежурке то и дело “воскресает” рация, сообщая об автомобильных “поцелуях” и пьяных водилах, пойманных с поличным. Следующее серьезное ДТП происходит в 5.03.

Как следует из поступившей сводки, водитель Кивалов Н.Ю., 1981 г.р., на “Крайслере 300”, при следовании по улице Хачатуряна в направлении Алтуфьевского шоссе, не соблюдая боковой интервал, совершил столкновение с “МАЗ-54323032”. Водитель тяжеловесного “МАЗа”, как, впрочем, и сам нарушитель, отделался легким испугом. А вот 26-летняя пассажирка “Крайслера” Елена Ермакова с сотрясением головного мозга доставлена в 20-ю больницу.

Комментарий ГАИ

Столкновения транспортных средств занимают вторую строчку в рейтинге ДТП. Чаще всего такие происшествия случаются из-за чересчур спешащих водителей, стремящихся во что бы то ни стало обойти конкурентов на колесах. Своей цели они обычно достигают, выезжая на встречку или протискиваясь между двумя рядами машин. К сожалению, такие маневры нередко заканчиваются трагедией. Кстати, максимальная аварийность наступает, когда стаж водителя от 5 до 10 лет. Но те, кто получил права только что, совершают самые серьезные нарушения. Обучение во многих автошколах давно превратилось в формальность, и потому новичкам нередко приходится изучать Правила дорожного движения прямо на дороге.

5.45. На Ярославском шоссе, 117, водитель Антипов И.С., 1949 г.р., совершает наезд на 26-летнего пешехода (тот переходил проезжую часть в “неустановленном для перехода” месте).

“Опять Ярославка!” — восклицают гаишники. Оказывается, оживленное Ярославское шоссе обладает поразительной притягательностью для пешеходов — так и несет их под колеса. Самое удивительное, что подземных переходов по всему шоссе немало.

— Ну и куда тот пешеход спешил, спрашивается? — комментируют инспекторы. — Торопился получить сотрясение головного мозга и закрытый перелом правой голени? Зато теперь на больничной койке у него будет время подумать.

— То есть водителю ничего не будет? — удивляюсь я.

— Это как суд решит. Но вообще-то, даже если пешеход переходит в неположенном месте, это не снимает вины с водителя. Знаете, как говорит один наш высокопоставленный знакомый: “Все переходят в неположенном месте. И я перехожу в неположенном месте. Так что же, меня давить за это? Не слишком ли серьезная мера наказания?” Кстати, по правилам в любом случае водитель обязан пропустить человека, оказавшегося на проезжей части.

В 6.07 на Ярославском шоссе, 55, сталкиваются два автомобиля. За рулем обоих — женщины. Но лица инспекторов непроницаемы: что для обычного человека — анекдот, для гаишника — суровые будни. Тем более что дамочки ранены: у одной рваная рана надбровья и ушибленная рана головы, у другой — сотрясение головного мозга.

Читаем сводку: “Водитель Галопова А.А., 1976 г.р., управляя машиной “Форд Фокус”, не справившись с управлением, выехала на полосу, предназначенную для встречного движения, и совершила столкновение с машиной “ВАЗ-21093”, двигавшейся во встречном направлении, которой управляла Калошина О.Р., 1980 г.р.”.

Комментарий ГАИ

Выезды на встречную полосу приводит к наибольшей тяжести последствий для водителей. Чаще всего этот маневр совершают либо новички, либо “крутые перцы”. Но разве кто-нибудь признается, что хотел обогнать тихоходов-автомобилистов? Чаще всего водители говорят, что “не справились с управлением”. От выездов на встречку спасает только одно — установка разделительного ограждения между потоками (т.н. “нью-джерси”).

В 9.00 происходит одно из самых серьезных за сегодняшний день ДТП — наезд на молодую маму с 4-летним ребенком. “Водитель Наджиев Б.О., 1956 г.р., при следовании по улице Енисейской в направлении Староватутинского проезда в крайней правой полосе напротив дома №34 совершил наезд на пешеходов, переходивших проезжую часть в неустановленном для перехода месте”. В результате 22-летняя Анна Лыкова получила тяжелую сочетанную травму (впоследствии выяснится, что врачам пришлось собирать девушку буквально по кусочкам). У ее сына Андрюши — сотрясение головного мозга и гематома затылка, мальчика отправили во 2-ю детскую больницу.

— Хотите поговорить с нарушившим водителем? — спрашивают меня инспекторы.

Водитель Наджиев понуро сидит на стуле в коридоре — ждет своей очереди к следователю. Поговорить со мной он не отказывается — видно, ему хочется излить душу.

— Как это получилось? Я не знаю. Я с 1976 года за рулем, никогда не совершал наездов, — Наджиев теребит в руках платок. — Я выехал на Енисейскую. Впереди был красный свет, перед ним много машин. Я начал к ним пристраиваться, тормозить, скорость была где-то 40—45 км/час. И тут справа выскочила девушка с ребенком на руках. Как она выскочила? Я не заметил. Ужас! Я заплакал, а она бросилась ко мне: “Простите меня, это я виновата!” Я подумал, что убил ребенка. Но когда увидел, что он жив, обнял его, прижал к себе, зарыдал. Видите кровь на моей рубашке? Это у него из головы натекло. Со мной был шок, я же в первый раз. Когда приехал в ГАИ, даже потерял сознание. Дайте мне телефон этой девушки, я ей помогу материально!

В это время водителя Наджиева вызывают на дачу показаний. Он нехотя встает и, обернувшись ко мне, снова просит, чтобы ему дали телефон пострадавшей мамы.

— Водитель, конечно, переживает, но при этом он скорее всего не совсем искренен, — объясняют мне инспекторы, когда Наджиев уходит. — При 45 км/час, да еще и во время торможения, таких тяжелых травм, как у этой девушки, не может быть. Он говорит, что пристраивался в хвост? И это наверняка неправда. Похоже, он обгонял с правой стороны, а это запрещено. Кстати, на другой стороне есть школа №311, так что там висит знак “Внимание, дети!”.

Инспекторы рассказывают мне, что сейчас в Москве идет большой рост ДТП с участием детей в качестве пассажиров.

— И это когда водителей обязали покупать для малышей специальные кресла? — удивляюсь я.

— Да кто эти кресла покупает? — вздыхают дежурные. — Спасибо, если мамы с папами за рулем не пьяные… Но, кстати, в нашем округе еще более или менее: в этом году не было ни одного погибшего ребенка, и 4 месяца подряд идет снижение числа ДТП с участием детей. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!

И не сглазили — по крайней мере до 23.59 в СВАО не было больше ни одного серьезного ДТП. После этого инспекторы занимались привычной текучкой: выезжали на мелкие аварии, “растаскивали” пробки, расчищали дорогу для троллейбусов, застрявших между припаркованными автомобилями.

Правда, день моего дежурства пришелся на пятницу. И, как сказали инспекторы, ДТП могут добавиться глубокой ночью, когда народ разъезжается из гостей и ресторанов в состоянии легкого и не очень опьянения. Но формально это будет уже начало следующих суток — субботних.

ЕЗДА “ГЕРОЯ”
Портрет безбашенного водителя в фактах и цифрах

Все гаишники в один голос говорили “МК”: пока у нас нет неотвратимости наказания, аварий меньше не станет. Если раньше человек боялся, что у него отберут права, то теперь шумахеры продолжают ездить и без прав. Вот типичный пример нарушителя-рецидивиста, причем далеко не самого злостного (жирным выделены нарушения, светлым — мера наказания). Причем надо понимать, что перечисленные нарушения — только те, которые зафиксированы инспекторами. Сколько раз этот водитель нарушал ПДД и при этом не попадался, можно только предположить.


1. 13.06.2004. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

13.06.2004. Не имел при себе документов, предусмотренных ПДД.

13.06.2004. Штраф 0,5 МРОТ, 50 руб., ОБ ДПС ЮАО.

2. 17.08.2004. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

17.08.2004. Не имел при себе документов, предусмотренных ПДД.

17.08.2004. Штраф 0,5 МРОТ, 50 руб., ОБ ДПС ЮАО.

3. 07.02.2005. Управление ТС без ОСАГО.

08.02.2005. Штраф 5 МРОТ, 500 руб., ОБ ДПС СЗАО.

4. 13.02.2005. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

13.02.2005. Штраф 0,5 МРОТ, 50 руб., ОБ ДПС ЮАО.

5. 18.02.2005. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

18.02.2005. Штраф оплачен, 2-я рота ОБ ДПС СВАО.

6. 29.09.2005. Управление ТС без госзнаков.

29.11.2005. Производство по делу прекращено, 4-я ДПС на спецтрассе.

7. 06.11.2005. Невыполнение требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования.

06.11.2005. На 08.12.2005 — направлен в судебное учреждение №311, 5-й отдел ДПС.

08.12.2005. Лишен права управления на 18 месяцев, судебное учреждение №311.

8. 04.12.2005. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

05.12.2005. Материал отправлен по месту жительства, ОБ ДПС ВАО.

9. 04.12.2005. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

05.12.2005. Материал отправлен по месту жительства, ОБ ДПС ВАО.

(Водитель совершил два одинаковых нарушения в течение одного дня.)

10. 07.03.2006. Превышение скорости движения ТС более 60 км/ч.

21.03.2006. Лишен права управления на 3 месяца, судебное учреждение №269. Примечание: в суд не явился.

11. 10.04.2006. Нечитаемые, нестандартные, установленные с нарушением госзнаки.

10.04.2006. Штраф 0,5 МРОТ, 50 руб., ОБ ДПС ЮАО.

12. 27.07.2006. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

16.08.2006. Направлен в судебное учреждение №315, 2-я рота ОБ ДПС СВАО.

13. 30.07.2006. Превышение скорости движения ТС более 60 км/ч.

14.08.2006. Материал направлен в судебное учреждение №381, 7-я ДПС на спецтрассе.

14. 19.09.2006. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления.

Решение еще не вынесено.

СВОДКА ЗА ЭТОТ ДЕНЬ ПО МОСКВЕ
Всего произошло 48 ДТП с пострадавшими, из них:

наезды на пешеходов 23;

столкновение автомобилей 18;

наезды на столбы 4;

наезд на припаркованный

автомобиль 1;

опрокидывание машины 1;

падение пассажира 1.


В результате ДТП погибли 4 человека, получили ранения 55 (в том числе 4 ребенка).

Мелких аварий — 1740.

Задержаны 92 нетрезвых водителя. Угнано 26 автомобилей.

Найдено 31 авто, из них 20 — из ранее угнанных.

НАРУШИТЕЛЬ НЕ ВИНОВАТ НИКОГДА
Как объясняют аварии сами их участники

В работе инспектора очень важно взять объяснительную у участников ДТП сразу после аварии, когда человек не может все хорошенько обдумать до конца и говорит искренне. Если же у водителя есть возможность передохнуть хотя бы час-другой, он обычно выставляет себя натуральным ангелом. Вот, например, типичная объяснительная столичного водителя, виновного в ДТП.

“Я, Петров Петр Петрович, 1985 г.р., ехал по крайней левой полосе Ярославского шоссе на личном автомобиле “Ниссан” со скоростью 45 км/час. Не пойму, что произошло, но я вдруг увидел перед собой автомобиль “Жигули”, который мчался с явным превышением скорости. Я даже не успел среагировать, как “жигуль” на полном ходу врезался в меня”.

Однако, сопоставив характер повреждений, эксперты делают вывод: скорость “Ниссана” составляла не менее 100 км/час. И на встречную полосу залез именно он — собирался обогнать едущего впереди “тихохода”. Впрочем, и водитель “Жигулей” наверняка ехал не на разрешенных 60 км/час, иначе обе машины не были бы так искорежены.

КАК ЕДЕТ ЛЕДИ
Правда ли, что женщина за рулем — “обезьяна с гранатой”?

Неужели страшнее машины, которой управляет женщина, может быть только машина, на переднем пассажирском которой сидит еще и ее разговорчивая подруга?

Раз уж я оказалась в дежурной части, то решила прояснить и этот вопрос. Но докопаться до истины мне не удалось — мнения профессионалов разошлись. Одни (их, правда, было меньшинство) говорили, что все зависит от человека, независимо от пола. Другие признавали, что женщины внимательны, более осторожны, строже соблюдают правила. В общем, дисциплина у прекрасного пола, может, и получше, но иногда они творят такое!

— С некоторых пор я отношусь к женщинам за рулем с большой опаской. Особенно к тем, кому за 40 и кто только получил права, — им вождение достается особенно тяжело, — поведал знакомый инспектор. — И вот почему. Я ехал на патрульной машине, свернул во двор. Там дорога и без того узкая, так еще и забита припаркованными машинами, так что двум машинам разъехаться трудно. Передо мной на небольшой скорости двигалась женщина. Так мы потихонечку и ползли.

Я увидел, что навстречу нам едет милицейский патруль и остановился, чтобы его пропустить — иначе мы легко могли бы “поцеловаться”. И тут женщина за рулем повела себя более чем странно. Она резко притормозила и начала сдавать назад. Подозреваю, что она даже не видела, что я еду сзади. Я сигналил, но, похоже, она не только не видела меня, но и не слышала. Когда расстояние между нами сократилось до полутора метров, стало ясно, что она намерена врезаться в меня. Я попытался дать задний ход, но было поздно — через секунду женщина стукнула меня в бампер. Протокол я составлять не стал — пожалел ее, да и на бампере оказалась всего одна царапина.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Начальник Департамента организации безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор КИРЬЯНОВ:

— С начала этого года в 160 тыс. ДТП погибли 22 522 человека и более 200 тысяч получили увечья. И это мы говорим только о происшествиях, где есть погибшие и пострадавшие. Кроме того, в этом году в России произошло 1,6 млн. ДТП, где не было пострадавших. Около 80% всех ДТП происходят по вине водителей. Ситуацию на дорогах в лучшую сторону сможет изменить принятие закона о введении уголовной ответственности за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, а также возвращение балльной системы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру