Школам устроят читку

Власти решают, как всучить ученикам книгу

14 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 602

Над вопросом, как оценить знания школьника, специалисты думают если не веками, то точно десятилетиями. Уже третий год столица принимает участие в эксперименте по проведению Единого госэкзамена (ЕГЭ).

Но теперь эксперты все чаще говорят о том, что экзамен не должен быть единственной формой контроля качества образования.

И нынешний порядок “сами учим — сами оцениваем” пора отправлять на свалку.

В столице обсуждают варианты разных форм независимой внешней оценки качества школьного образования. А заодно думают, как заставить детей побольше читать.


Что касается ЕГЭ, то о нем до сих пор много спорят, называя такой экзамен “объегэриванием” столицы. Тем не менее в нынешнем году выпускники столичных школ будут сдавать 10 экзаменов. Из них в форме ЕГЭ будет один — русский язык, который сдают во все без исключения вузы. А форму сдачи экзаменов по остальным школьным предметам ученики могут выбрать сами: ЕГЭ, традиционный экзамен с билетами, письменная работа.

Впрочем, экзамены экзаменами, но многие эксперты считают, что для получения представления о реальных знаниях ученика их явно недостаточно. Сейчас абитуриенты могут пользоваться такими шпаргалками, о которых раньше не могли и помышлять. По мнению директора Центра образования “Царицыно” Ефима Рачевского, необходимо создать систему независимой оценки качества образования. Сегодня над этим думают самые разные структуры в городе. К примеру, по словам советника мэра Москвы Александра Музыкантского, свою эксклюзивную систему контроля знаний придумали в Московском центре непрерывного математического образования и сейчас испытывают на базе ряда московских школ.

Суть такова. По каждому предмету готовится и вывешивается в Интернете набор тестовых заданий (пока они разработаны лишь по математике). И решать их нужно не так, как в ЕГЭ — т.е. не выделять один из готовых ответов. А именно решать — шаг за шагом, отражая все свои интеллектуальные усилия в виде подсчетов, перечисления фактов и вообще логической цепочки. Кстати, задание может быть не только в словесной форме, но и содержать в себе портреты (Кто есть кто? Или: найди Рокоссовского), географические карты (Что за боевые действия здесь показаны?). Главные достоинства этой системы, считают специалисты, — объективность, наглядность и контролируемость.

Спецам предстоит подготовить задания разного уровня сложности по всем предметам. Причем г-н Музыкантский даже считает, что можно зарядить на это дело не только профессионалов, но и самых обычных пользователей Интернета, среди которых много эрудитов и энтузиастов. Не исключено, что именно сетевые волонтеры и придумают самые интересные задания. Хотя депутаты Мосгордумы, услышав про это, испугались — как бы хакеры, прознав про эти программы, не растиражировали ответы на задания раньше времени. Тогда вся затея не будет стоить выеденного яйца.

Но есть и другие предложения на предмет независимого контроля знаний. Еще одну систему оценки качества образования разработал практически одноименный центр — Московский центр качества образования. В ее основе — общественная экспертиза, которую должны организовать независимые организации, а также профессиональная экспертиза, основанная на специальном мониторинге и диагностике. Пока еще сложно представить, что под этим подразумевается, однако под сей проект уже предлагается создать некие окружные лаборатории качества образования.

Введение новых систем оценки качества знаний в столице, похоже, дело не такого далекого будущего. Так, по словам ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова, уже в этом году во всех московских школах предполагается проведение независимой аттестации учащихся 6-х классов по математике и 9-х — по алгебре. Но пока депутаты еще не определились с какой-то одной системой внешней оценки знаний, которая станет в городе повсеместной. Чем больше инициатив — хороших и разных, интересных и независимых, тем лучше, говорят они.

Тем временем интерес российских школьников даже к чтению стремительно падает. В начале 1990-х годов хотя бы одну книгу в год прочитывало 79% населения России. Сегодня — 63%. В 1970-е годы 80% родителей читали детям книжки, в 1990-е — 15%, в 2005-м — только 7%. До 40% молодых россиян практически не читает художественных произведений: ограничиваются учебниками и справочниками. К тому же компьютеры и видеофильмы стремительно вытесняют книги из жизни школяров. И молодежь быстро деградирует.

Во всех странах, столкнувшихся с такой же проблемой, буквально насильно прививают молодежи интерес к чтению. К примеру, во Франции даже открыто Управление по делам книги и чтения. Вот и Россия начинает в этом смысле некие телодвижения. У нас есть даже Русская ассоциация чтения. Дальше — больше: создано движение “Молодая Россия читает”. В марте Российский книжный союз представил Концепцию нацпрограммы развития чтения в РФ как приоритетного проекта в области культуры.

Но больше всего усилий предпринимает Москва. Недавно в Гордуме прошло заседание комиссии Общественного совета Центрального федерального округа по вопросам образования, названное весьма пафосно: “Человек читающий — основа духовного возрождения России”. Где депутатам открыли “тайну”: оказывается, в ряде столичных школ умные педагоги уже внедрили собственные программы воспитания читающих учащихся. И энтузиасты предлагают укоренить в штате каждой школы должности методиста по чтению и библиотекаря-педагога. А в строящемся на ВВЦ “Наукограде” — отвести один из павильонов под “Книгоград”. Но главное — городские власти намерены не допустить полного вытеснения выпускных сочинений и изложений тест-заданиями. Депутаты с интересом выслушали предложение начать выпускать шоколадки (а может, и презервативы?) с портретами литературных героев. Есть планы провести в Москве литературный карнавал и сделать его впоследствии традиционным.

Воплотят ли эти идеи в жизнь, неизвестно. Но члены комиссии Общественного совета ЦФО записали их и обещали серьезно подумать. И даже решили обратиться в Минобразования и науки РФ с предложением увеличить количество учебных часов на уроки по русскому и литературе с 5-го по 8-й класс. Шутка ли — 2007 год уже объявлен ЮНЕСКО Годом чтения.




Партнеры