Суд заглушил Лыбу

Приговорен строитель, продырявивший тоннель метро

Вчера была поставлена точка в деле о самой крупной московской техногенной катастрофе последних лет. 19 марта этого года строители, забивая сваи под будущую автостоянку, так увлеклись, что продырявили… поезд метро на перегоне между станциями “Войковская” и “Сокол”. Лишь чудом никто не погиб в тот день. Виновником ЧП назвали гендиректора столичной строительной фирмы “Полюс М” Радислава Лыбу. Обвиняемый лишь развел руками — ведь он по сути был лишь посредником между заказчиком и строителями. Но мужчина не стал доказывать свою правоту, а даже, напротив, благородно признался в своей вине.


Вообще-то 43-летний г-н Лыба доселе и свай-то в глаза не видел. Он успел десять лет отработать в ФСБ, затем занялся мелкой коммерцией по фасовке круп и муки. Параллельно играл в клубах хард-рок со своей группой, даже записал несколько дисков. Но подоспел кризис среднего возраста, и мужчине захотелось сменить сферу деятельности. В конце января он открыл фирму “Полюс М”. Буквально через неделю поступил первый, весьма недурственный заказ от столичного ООО “Сайт-сервис”. Новоиспеченным строителям предстояло подготовить фундамент и смонтировать рекламную конструкцию в районе дома 5а по Ленинградскому шоссе.

— Документы с разрешением на строительство должен был собрать заказчик, — говорит начальник отдела гособвинителей Савеловской прокуратуры Наталья Яковлева. — Но к моменту установки свай 19 марта у генподрядчика были на руках не все нужные бумаги. “Сайт-сервис” предупреждал Лыбу о том, что без полного пакета разрешительной документации ничего делать нельзя. Тем не менее он самовольно начал работу.

Так ли уж самовольно? Ведь Лыба — новичок в своем деле. С трудом верится, что более чем осмотрительный человек решил бурить землю “на глазок”, вслепую. Сам директор уверяет, что перед началом строительства он посоветовался со специалистами. И они сказали: лучше не ждать, а работать. Тем более почти все так делают.

От таких откровений оторопь берет. Выходит, потолок тоннеля метро или газовый коллектор может продырявить любой желающий! И кому какое дело, что нет точной информации, где можно бурить, а где нельзя…

Специалист нанятой фирмы “ТРЭК” Андрей Балкичев подтвердил, что в документах, которые они видели, не было никакой информации о том, что внизу проходит метро. По словам Радислава, строители даже посоветовали ему забивать железобетонные конструкции быстрее, иначе потом скважины для опор может залить водой. И утром 19 марта рабочие, поплевав на руки, взялись за дело.

Пять свай вошли в землю нормально, а две начали крениться и амортизировать. Но рабочие не придали этому особого значения — такое бывает часто. А когда вбивали восьмую, прибежали люди с криками, что пробит тоннель метро.

Тем временем в подземке творилось невообразимое. На часах было 14.30, когда машинист поезда Андрей Ульянов заметил в тоннеле посторонний предмет, похожий на бетонный блок, и резко затормозил. В это же время балка прошлась по крыше кабины, вылетело лобовое стекло. Пассажиры стали кричать по громкой связи, что на них что-то сыплется и везде черный дым. Потом настала тишина, но вскоре где-то наверху начали раздаваться глухие удары. Между тем машинист действовал мгновенно — параллельно держал связь с метрополитеном, тут же успокаивал пассажиров и помогал людям выбираться наружу. Оказалось, что свая пробила крышу шестого вагона…

В случившейся аварии обвинили Лыбу. В отношении его было возбуждено уголовное дело за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ.

— Конечно, получается, меня одного выставили во всем виноватым. Хотя я по сути был посредником между заказчиком и исполнителями. Ну что ж, пусть будет так… А когда я узнал, что сваи пробили тоннель, а потом что никто не погиб, — будто заново родился, — признался Лыба корреспонденту “МК” во время судебного процесса. — Я поговорил с машинистом и поблагодарил его за то, что он сделал. И сидеть за решеткой не самое ужасное — главное, что все живы-здоровы остались...

Однако две пассажирки метро сочли, что эта авария нанесла им моральный ущерб. 37-летняя москвичка Елена Насонова говорит, что, если сейчас в подземке между станциями происходит остановка, ее сердце замирает в жутком страхе.

— Мы думали, что это был теракт, — вспоминает Елена Алексеевна. — У меня после всего случившегося начались проблемы с сердцем и давлением. Я заявила иск о возмещении мне морального вреда в сто тысяч рублей. Я не хочу заработать на этом деньги, но безответственность должна быть наказана.

Еще одна потерпевшая по делу — 73-летняя Кира Ракова — оценила страдания в 300 тысяч рублей и три тысячи за порванное пальто.

Сторона гособвинения запросила для Лыбы два года лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Между тем Лыба в последнем слове сказал: “Я в силу своей неопытности допустил происшедшее. Хочу попросить прощения у всех пострадавших. Я никому не хотел причинить зла. Не судите меня строго”.

Cлужители Фемиды поняли, что несчастный строитель — лишь стрелочник. Ему дали 2 года условно с испытательным сроком 4 года. А значит, нерадивые бурильщики могут и дальше по приказу свыше буравить метро. Их строго не накажут, а высокие покровители всегда выйдут сухими из воды.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру