Алко о двух концах

Наши чиновники легко могут изгадить даже самую разумную идею

А что уж говорить о задумках типа алкогольной реформы — вот уж есть где разгуляться их неуемной фантазии. Сначала бюрократы решили переклеить марки на бутылках, после 1 июля разом оказавшихся вне закона. Потом придумали систему учета ЕГАИС, забыв оснастить ее нормальной технической базой. И вот — новый поворот: Госдума приняла решение ввести с 1 января единую ставку акциза на этиловый спирт — 162 рубля за литр. И что нас ждет дальше?

Корреспонденты “МК” собрали мнения экспертов, чиновников и простых людей. А также провели пару забавных экспериментов.

ТОРГОВЦЕВ ПОРА БРАТЬ ЗА ШОПЫ
Власть хочет дегустировать каждую бутылку

Не только независимые эксперты, но и многие чиновники уверены: если ничего не предпринимать, после Нового года нынешняя ситуация с алкоголем покажется нам райской. Как минимум властям необходимо навести порядок в законодательстве и, главное, отладить работу ЕГАИС.

В противном случае эксперты предрекают новую волну алкогольных отравлений в феврале 2007 года.


Как известно, несколько месяцев назад прилавки с алкоголем опустели из-за того, что чиновники вовремя не подготовили акты к ЕГАИС. После чего трем министерствам — МЭРТ, Минфину и Минсельхозу — было поручено подготовить предложения по совершенствованию госрегулирования производства и оборота спирта и алкогольной продукции. Корреспонденту “МК” из конфиденциальных источников стали известны предложения, уже разработанные по этому поводу в недрах Минфина.

Минфин, в частности, предлагает исключить все льготы по товарам, содержащим этиловый спирт. Таким образом, спиртсодержащая продукция подтянется по цене к алкогольной и покупать ее “синякам” станет невыгодно.

По мнению чиновников Минфина, не стоит зацикливаться на увеличении собираемости акцизов — ни к чему хорошему это не приведет. Во-первых и в-главных, цена поставки этилового спирта поднимется до 210—220 рублей за литр (сейчас — 40—45 рублей). Как следствие — рынок суррогатов вырастет до гигантских размеров, а вместе с тем в разы увеличится количество смертельных отравлений. Больше того, чтобы снизить себестоимость, химичить начнут также легальные производители, а значит, ревизорам придется дневать и ночевать на заводах, чтобы следить за соблюдением технологий.

Чтобы эта жуткая картинка не стала реальностью, государство должно прежде всего заняться магазинами: в последнее время контролеры заглядывают в них очень редко. А потому торговцы без труда продают нелегальную выпивку. По оценкам Росстата, за 8 месяцев 2006 года через розничную сеть реализовано 138 миллионов декалитров крепкого алкоголя (водки, коньяка, ликеров и т.д.), а произведено и импортировано за тот же период всего 78 миллионов. Как говорится, почувствуйте разницу.

Самый большой беспредел творится в 4 субъектах РФ — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. По оценкам экспертов, в этих регионах сосредоточено 30 тысяч организаций, которые имеют лицензии на розничную продажу алкоголем. Для сравнения: на остальные регионы приходится в среднем по 650 лицензиатов.

Теперь о ЕГАИС. Первоначально эта система задумывалась не как инструмент сбора налогов или регулирования торговли алкоголем. Прежде всего она направлена на выявление нелегального оборота этилового спирта и алкоголя — благодаря тотальному учету.

В принципе можно отказаться от учета оборота продукции — звучат в верхах и такие предложения. Но, как считают специалисты, это принесет пользу лишь владельцам спиртзаводов, у которых оборотные активы начнут расти как на дрожжах. Что до простых потребителей, то есть нас с вами, мы большой разницы не почувствуем (разве что на прилавках появится еще большее количество нелегального алкоголя).

В общем, машина запущена, и существование ЕГАИС нужно принять как данность. Но странно другое — до сих пор четко не определено, какие органы исполнительной власти должны изымать из оборота этиловый спирт, а также алкогольную и спиртсодержащую продукцию, информация о которой не содержится в ЕГАИС. Да и продавцы, которые не фиксируют оборот алкоголя или других товаров в ЕГАИС, особо не парятся — страшное наказание им не грозит. И с этим тоже надо что-то делать. Минфин выдвинул предложение ввести для таких нарушителей не только административное, но и уголовное наказание.

Кроме того, финансисты предлагают предоставить правительству РФ особые полномочия: устанавливать минимальные цены поставки и розничной продажи алкогольной продукции. Эту идею, кстати, поддерживают крупные производители, ведь простым гражданам станет легче отличить хороший алкоголь от левака. Хотя, конечно, те россияне, которые привыкли пить бормотуху, вряд ли разом перейдут на качественные напитки.

И, наконец, следует сократить избыточные функции госконтроля в тех сферах, где этиловый спирт не используется в производстве продукции. Или же используется, но для изготовления товаров, которые применять в качестве заменителя водки или алкогольных коктейлей ну очень невыгодно (например, это касается дорогих духов).

Уменьшат ли все эти меры число бессмысленных смертей — покажет время. Но, по крайней мере, если хотя бы часть предложений будет принята до конца года, должна наметиться некоторая стабилизация алкогольного рынка.

МОСКВЕ СДЕЛАЛИ ИСКУССТВЕННОЕ БУХАНИЕ
В столице в разы увеличилась смертность от алкоголя

“Ни одна спецслужба мира не могла и мечтать о создании подобной ситуации, дискредитирующей нашу страну и власть”, — сказал нам один знакомый фээсбэшник. Кто же все-таки виноват в том, что в некоторых регионах страны фактически введено чрезвычайное положение? Вряд ли найдется человек, который сможет дать четкий ответ на этот вопрос. Но и без того понятно, что повинны уж точно не наказанные замы министров — они просто попали под горячую руку.

Впрочем, постепенно находятся ответы на другие вопросы. Например, насколько законно, извините за тавтологию, было принятие 102-го закона о госрегулировании алкогольного рынка.


Недавно в Торгово-промышленной палате состоялся “круглый стол” на тему “Пути преодоления кризиса в алкогольной отрасли. Проблемы борьбы с суррогатами”. Собрались представители властных структур и общественных организаций (СУАР, АУРА, Союз производителей алкоголя, НАА, Союз рестораторов). По большому счету участники “стола” отстаивали свои интересы. Но они высказали много интересных мнений и привели важные факты.

Председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин рассказал о кардинальных изменениях, которые произошли на рынке алкогольной продукции и в структуре потребления по сравнению с периодом до 1985 года. По его данным, в СССР вина потреблялось в полтора раза больше, чем водки. Теперь — ровно наоборот, и это отличает Россию от цивилизованных стран.

Структура потребительского спроса такова: 52% потребителей покупают легальную водку стоимостью от 65 до 115 рублей, 33% — водку за 50 рублей (тоже качественную, произведенную чаще всего на официальных заводах с уклонением от уплаты акциза). 7% готовы приобретать “беленькую” дороже 115 рублей за бутылку и почти столько же, 8%, пьют суррогаты за 15—20 рублей. По мнению Петра Каныгина, эти данные говорят о том, что нужно заново формировать рынок безопасного легального алкоголя с учетом интересов малообеспеченных потребителей.

Не секрет, что печально известный Федеральный закон №102, внесший изменения в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции”, имеет массу несоответствий. Его разработчики в свое время твердили, что он одобрен Всемирной торговой организацией. И более того, будто бы именно ВТО поставила условие принять такой документ. На самом деле, как выяснилось, ВТО признала этот закон нарушающим права потребителей и производителей.

Большинство участников “круглого стола” высказались за то, чтобы 102-й закон скорректировать как можно быстрее. Замруководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Слепак призвал срочно созвать заседание Государственной думы РФ — чтобы внести в сей закон поправки.

— Мы все — потребители, — начал выступление г-н Слепак. — Согласитесь, что ни один из нас не купит в розничной торговле алкоголь без специальной марки, которая гарантирует безопасность. (В зале воцарилась тишина. Спорить никто не стал — “синяков” среди публики не было.) Поэтому, я считаю, изменить ситуацию к лучшему можно, если вернуть субъектам РФ их полномочия, позволяющие эффективно следить за качеством алкоголя.

Для убедительности Слепак привел положительный опыт алкогольного рынка Москвы: за последние 5 лет на столичные прилавки не допущено больше 80 миллионов бутылок с паленой выпивкой, а алкогольная смертность была в 17 (!) раз ниже, чем в среднем по стране. А сейчас она резко выросла и стала сопоставима с общероссийской.

Кстати, главный санитарный врач Онищенко сделал сенсационное заявление: дескать, массовые отравления являются результатом спланированных действий по дискредитации государственной власти — вроде как в России действует преступная группировка, всеми силами противодействующая 102-му закону. И при этом в последнее время все чаще звучат заявления о снижении алкогольной смертности. На самом деле, как нам удалось выяснить, это не совсем так. А точнее, совсем не так. Дело в том, что сейчас изменилась методика расчета: если раньше у нажравшегося ханки алкаша не выдерживало сердце, это тоже считалось причиной смерти из-за употребления алкоголя. А теперь в расчет берутся только отравления некачественной выпивкой. И при таком раскладе, понятное дело, количество несчастных случаев резко уменьшилось — даже с учетом “спланированных действий” таинственной банды.

Поиск виновных продолжается...

МЫ НА ВОДОЧКЕ КАТАЛИСЬ...
Цены на спиртное растут. И будут расти быстрее

“Какой русский не любит быстрой езды!” — гласит народная мудрость. А мы бы еще добавили: “И напитков покрепче!” Но “пропустить по рюмочке” сегодня дело накладное. Цены на спиртное после замены акцизных марок заметно прибавили в весе.

Изменили ли своим вкусам москвичи и на сколько вырастет стоимость горячительных напитков к Новому году? Чтобы выяснить это, мы отправились по торговым точкам.


В небольшой магазин с характерным названием “Вино-водка” на окраине Москвы народ тянется вереницей. За прилавком продавщица быстро обслуживает мужчину, протягивая ему бутылку дорогой водки.

— Что вам? — переключилась женщина на нас.

Заслышав, что мы из газеты (т.е. спиртное покупать не собираемся), она разочарованно указывает на дверь директора.

— Товарооборот у нас ничуть не уменьшился! — оптимистично заверил нас Вячеслав Иванович. — Наши постоянные клиенты как покупали любимые напитки, так и покупают. А теперь извините — большая партия спиртного пришла, нужно проконтролировать.

Рядом с магазином располагается продовольственный крытый рынок. Молодой продавец Александр охотно просвещает:

— Московский коньяк сильно подорожал, рублей на 60, водка — это смотря какая...

В целом, по словам Александра, основной ценовой удар пришелся на импортную продукцию. Итальянский вермут (1 литр) с обновленной маркой стоил сначала 430, потом 460, а сейчас уже полтысячи рублей. А цены на французский коньяк в последние месяцы выросли с 900 до 1130 рублей.

— К Новому году коньяк и виски подорожают еще процентов на 20—40, — говорит продавец. — Также любимое дело поставщиков — поднять цену на шампанское в канун праздников.

И все-таки обожаемое шампанское не сильно ударит по карманам москвичей. Это, пожалуй, один из немногих напитков, который пока почти не поднялся в цене (в среднем на 10 рублей). Немного подорожали алкогольные коктейли — от 2 до 5 рублей. А вот вино московского разлива со старыми акцизными марками стоило 50—60 рублей, а теперь — до 90.

— К Новому году стоимость еще возрастет, — поделились с “МК” своими прогнозами эксперты. — И за две недели до праздника базы уже пустые будут.

Основной скачок цен начнется примерно за месяц до боя курантов. И после Нового года алкоголь больше не подешевеет. Почему? Когда люди привыкают к высоким ценам, небольшие магазины стараются после этого их не снижать — иначе москвичи думают, что товар паленый.

За десять минут беседы покупатели прерывали нас раз пятнадцать: кому вино, кому коктейль. А местная знаменитость Колян, качающийся как маятник, жадно загреб водку “Похмельную”.

...Известный сетевой супермаркет зазывает народ дешевыми ценами, в том числе и на алкоголь. Менеджер Людмила Григорьевна уверяет, что цены у них к празднику, наоборот, снизятся:

— Будут проводиться специальные акции на шампанское. Например, оно стоит сейчас 72,50, а станет 65 рублей.

Менеджер признает, что цены после смены акцизных марок выросли, но покупатели супермаркета этого практически не ощутили.

— Литровая бутылка итальянского вермута у нас стоит всего 370 рублей, — говорит Людмила Григорьевна, — мы берем за счет большого оборота товара, поэтому проценты на закупочную стоимость практически не накручиваем.

Что касается предпочтения покупателей, то на первое место везде выходит водка. Лучше всего в Москве берут поллитру за 80—90 рублей. Вопреки ожиданиям москвичи практически обходят стороной дешевый портвейн “777” (52 рубля). Объяснение простое: алкашам одной бутылки “легкого” портвейна или вина мало — приходится брать 3—4, а это уже около 200 рублей — накладно.

И еще одно невеселое наблюдение. Все продавцы, с которыми мы говорили, на вопрос, уменьшилось ли количество покупателей из-за повышения цен на спиртное, отвечали примерно так: “Как пили, так и пьют. Русский народ никакой ценой спиртного не напугаешь”.


БУДУТ ЛИ ПРОБЛЕМЫ С НОВОГОДНЕЙ ВЫПИВКОЙ?

— Мы готовы гарантировать, что никаких перебоев с алкогольной продукцией в дни новогодних праздников не будет, — пообещала “МК” замруководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентина Варфоломеева. — Москва сохранила все рычаги и механизмы, которые позволяют нам отслеживать качество алкоголя. Поэтому мы станем осуществлять строгий контроль за всей продукцией, которая поступает на прилавки столичных магазинов. С 20 ноября начинаем продажу спиртных напитков в специальной таре с использованием символики наступающего 2007 года.

ОПЕРАЦИЯ “КОНСПИРАЦИЯ”
Ночью магазины торгуют из-под полы

Как известно, сейчас в Москве действует постановление, согласно которому продавать алкоголь в ночное время (с 23.00 до 8 утра) могут только аккредитованные городом продавцы. В основном это сетевые супермаркеты и магазины с большими площадями. Чиновники не дают “добро” на торговлю ни палаткам, ни маленьким лавкам. Нам стало интересно: а выполняется ли это постановление?

Где-то около двенадцати ночи мы с мужем забрели в магазинчик, расположенный рядом с домом. На прилавках действительно спиртного не было.

— А у вас есть коктейль “Отвертка”? — обратились мы к продавщице.

Женщина быстро осмотрела помещение. Убедившись, что, кроме нас, в магазине никого нет, расслабилась:

— Есть. Брать будете?

— А какие еще есть коктейли? Покажите, мы выберем.

— Либо берите, либо нет! Показывать не буду, — начала злиться торговка.

Тут в магазин ввалилась толпа подростков, шумно обсуждая, что лучше взять.

— Ладно, вот деньги, давайте коктейль, — протянула я “полтинник”.

— Какой коктейль? — последовал резкий ответ. — Вы ослышались!

Та же ситуация повторилась еще в двух магазинах. Разве что продавцы были не такие нервные.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Директор Департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим ДРОБИЗ:

— Кризис в алкогольной отрасли есть, это признал и президент России. Если органы власти не в состоянии пока навести порядок в отрасли и отрегулировать ее, то пусть часть функций передадут здоровой части бизнес-сообщества. До сих пор сохраняется три причины кризиса: 1) отсутствие государственной долгосрочной программы развития алкогольного рынка; 2) отсутствие единого госоргана, координирующего деятельность министерств и ведомств, курирующих алкогольную отрасль; 3) отсутствие тесного и рабочего взаимодействия между правительством и бизнесом алкогольного рынка (ни на одно заседание правительства нас не приглашают, с нами не советуются, только на уровне министерств и ведомств).Последнее может привести к тому, что госмонополию могут ввести, даже не оценив социально-экономических последствий этого шага для населения и государства.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру