Обхват таллия

Директор лондонского суши-бара — “МК”: “Мы не причастны к произошедшему. Возможно, Литвиненко отравился где-то еще…”

Дело об отравлении Александра Литвиненко (предположительно таллием) приобретает все больше веса по мере ухудшения состояния больного. Вчера помимо прессы и Скотленд-Ярда к нему подключился американский госдепартамент. США обратились к британскому правительству за информацией о событиях, связанных с предполагаемым покушением. Лондонская полиция до последнего времени никак не комментировала произошедшее. Однако вчера “МК” удалось разговорить как молчаливых полицейских, так и владельца злополучного ресторана, где якобы отравили Литвиенко. Последний доходчиво объяснил, почему в его заведении такое произойти попросту не могло.


— Мы расследуем обстоятельства отравления 41-летнего Александра Литвиненко, — сообщил “МК” источник в Скотленд-Ярде. — 16 ноября мы получили информацию о том, что в больнице Барнет Дженерал с начала месяца находится пациент в стабильно тяжелом состоянии. 17 ноября его перевели в Университетскую больницу Лондона. Сейчас мы проводим обширный ряд следственных действий, чтобы определить причину ухудшения его самочувствия. В частности, были проведены токсикологические тесты, опрошены возможные свидетели произошедшего, включая самого Литвиненко. Мы также проверили все его перемещения до и во время того, как он почувствовал недомогание. Вдобавок был также проведен анализ записи внутренних видеокамер в ряде помещений. Сейчас мы ждем результатов токсикологических тестов и на этом этапе не комментируем возможную причину ухудшения здоровья г-на Литвиненко. К семье пострадавшего прикреплен офицер-посредник, который будет информировать родственников обо всех подвижках в расследовании. Пока мы находимся на ранней стадии расследования и не будем комментировать версии, высказанные в СМИ. Сейчас пациент находится в Университетской больнице Лондона под охраной полиции. Пока арестов по этому делу произведено не было. Расследованием занимается совместно антитеррористический отдел под руководством заместителя комиссара полиции Питера Кларка, а также экспертно-криминальное управление Скотленд-Ярда.

Нерасторопность Скотленд-Ярда не может не вызывать удивления: почему полиция обратила внимание на дело об отравлении лишь 16 ноября? Ведь Би-би-си, к примеру, сообщило об этом еще 11-го числа. Впрочем, в том сообщении говорилось со ссылкой на самого Литвиненко, что “британская полиция уже ведет расследование произошедшего”.

Официальный представитель Университетской больницы Лондона Йен ЛЛОЙД прокомментировал в интервью “МК” состояние здоровья Александра Литвиненко так: “Пациент поступил к нам в прошлую пятницу вечером и с 20 ноября находится в реанимации в стабильно тяжелом состоянии. По просьбе его семьи мы запретили ему все контакты со СМИ. К тому же пациент сейчас не в состоянии ни с кем разговаривать”.

— И все-таки какие у Литвиненко шансы выжить?

— Мы не имеем права комментировать его состояние, но ситуация крайне серьезная. Надеюсь, вы поняли меня правильно...

В этой же связи издание The Guardian цитирует одного из ведущих токсикологов Великобритании Джона Генри, наблюдающего за состоянием Литвиненко: “В настоящий момент у него поражена печень, есть и другие проблемы — число лейкоцитов понижено. Это выглядит ужасно, но там, где есть жизнь, там есть надежда”.

“МК” удалось заполучить цветные фотографии высокого разрешения, на которых Литвиненко лежит на больничной койке. Если увеличить снимки, то, даже не будучи врачом, можно понять, насколько плохо обстоят дела у больного: от еще недавно пышной шевелюры не осталось и следа, кожа приобрела желтый оттенок, пожелтели зрачки глаз, а губы потрескались.

Мы связались по телефону с директором лондонской сети суши-баров Itsu Гленном Эдвардом, где, как предполагалось, мог быть отравлен Литвиненко:

— Мы абсолютно не причастны к произошедшему с Литвиненко. Возможно, он отравился еще где-то — в отеле, где, насколько я знаю, у него были встречи после посещения нашего ресторана. Но точно не у нас.

— А полиция к вам уже заходила?

— Да, офицер заходил к нам 4 дня назад. Он задал мне несколько общих вопросов и спросил, есть ли у нас камеры видеонаблюдения. Мы ответили, что камеры мы в зале не устанавливали. Полицейский удалился и больше не приходил, из чего я могу предположить, что наше заведение если и имеет ко всему этому отношение, то самое косвенное.

— Если все-таки Литвиненко отравили в вашем суши-баре, то как злоумышленники теоретически могли бы это сделать?

— У нас обычная забегаловка с системой самообслуживания: клиент берет понравившийся ему набор суши с полки и оплачивает его на кассе, после чего садится за столик. Возможность того, что кто-то смог бы отравить конкретного человека на этапе приготовления пищи ничтожна: проходимость только одной забегаловки на Пиккадилли 8 тысяч человек в неделю, и как злоумышленник мог узнать, какой именно набор суши возьмет с полки жертва?

Между тем заговорил человек, последним видевшийся в суши-баре Itsu с Литвиненко до того, как тот почувствовал себя плохо. Это итальянский ученый Марио Скарамелла, ушедший “в подполье” из страха за свою безопасность. Газета The Sun опубликовала его слова: “Я хочу очистить свое имя. Я не имею к этому никакого отношения. Я встретился с Литвиненко по разным причинам. Когда я расставался с ним, он был в порядке. Когда я услышал об отравлении, то был очень взволнован, и я думаю, что за мною следили. Я не травил Александра Литвиненко. Я сам сдал в больнице анализы, которые, к счастью, оказались чистыми. Это было ужасным испытанием для меня. Я доступен для британских властей, если они захотят поговорить со мной”.

Любопытно, что итальянская тема участием в этой истории Марио Скарамеллы не ограничилась: таблоид The Sun в подборке материалов о деле Литвиненко упомянул и о том, что бывший чекист ранее обвинял итальянского премьера Романо Проди в связях с КГБ. Как пишет газета, Литвиненко однажды сказал в частной беседе европарламентарию Джерарду Баттену, что Проди “был нашим человеком из КГБ в Италии”.

Кое-что стало известно и по поводу тех соотечественников, с которыми у Литвиненко были встречи до ланча с итальянцем. Как пишет The Daily Telegraph, один из них по имени Андрей Луговой — близкий друг жертвы. Он, как и Литвиненко, тоже служил в КГБ. В свое время он, кстати, возглавлял службу безопасности ОРТ, когда телеканалом владел Березовский, а также проходил по делу “Аэрофлота”: ему инкриминировалась организация побега одного из главных обвиняемых — Николая Глушкова — из Гематологического научного центра РАМН. Еще один человек, с кем Литвиненко встречался в одном из лондонских отелей на возможный момент отравления, — некто по имени Владимир. Имеют ли оба этих россиянина отношение к тому, что случилось с экс-чекистом, неясно, но у британских полицейских наверняка накопилось к ним немало вопросов.


Алексей АНИЩУК, Андрей ЯШЛАВСКИЙ

P.S. За комментариями по поводу появившихся предположений о причастности российских спецслужб к отравлению Литвиненко “МК” обратился к руководителю пресс-бюро СВР Сергею ИВАНОВУ.

— Мы напрочь отрицаем причастность Службы внешней разведки России к недомоганию г-на Литвиненко. Если весь мир начал об этом говорить, значит, кому-то это очень надо…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру