Окский след от ботика

Дедушка от прадедушки недалеко строился?

Каких только гостей не принимало за свою историю село Дединово, где 338 лет назад построили первый русский военный корабль “Орел”! И голландские моряки здесь жили в ожидании похода. И сам Петр I не раз заезжал. А вот такого количества ученых не собиралось никогда. Полтора десятка докторов и кандидатов наук приняли участие в научно-практической конференции “Дединово — колыбель отечественного флота”.

“МК” уже рассказывал об инициативе дединовских энтузиастов, мечтающих построить к 340-летию “Орла” его точную копию. С последующей организацией на борту фрегата музея, посвященного “прадедушке российского флота”. С “Орлом”, напомним, связан огромный пласт истории: на нем был впервые поднят бело-сине-красный флаг, впервые показан широкой публике российский герб, да и собственное имя корабль получил впервые в истории России. Конференция стала очередным шагом по продвижению идеи “в массы”.

— Мы попытались аккумулировать всю известную информацию об “Орле” и вообще об окском судостроении и судоходстве, — говорит главный организатор Вячеслав Корнилов. — Кроме того, ряд докладов был посвящен совершенно неизученным темам.

Одно из “белых пятен” связано с историей дединовской верфи.

— Это было предприятие, на котором многое происходило впервые в России, — рассказывает коломенский историк Андрей Шаблин. — Например, здесь впервые попытались осуществить свободный найм работников. Затея, правда, потерпела крах: идти на верфь дединовцы не хотели, и пришлось прибегнуть к испытанному методу мобилизации. Но факт есть факт: в Дединове еще до Петра пытались организовать производство на европейский манер.

Многое получилось: впервые было внедрено разделение труда, впервые верфь не имела сезонной ориентации, впервые непосредственно на берегу строились кузницы и прочие цеха, куда завозилось европейское оборудование — молоты, домкраты. Словом, это было предприятие мануфактурного типа, подобных которому еще не существовало в Московии. По всем приметам, создавалось оно на годы.

К сожалению, не совсем удачная судьба “Орла”, который, совершив в 1669 году единственное плавание до Астрахани, был там захвачен и разорен казаками Разина, плохо сказалась и на дединовской верфи. О плодах ее работы после “Орла” известно крайне мало. Между тем одним из судов, изготовленных в Дединове, возможно, был знаменитый ботик Петра — “дедушка русского флота”! Такое сенсационное предположение высказал на конференции краевед, директор Дединовской школы Сергей Кочетков.

— Известно, что Петр обнаружил старую шлюпку среди хлама в амбаре села Измайлова в 1688 году, — рассказывает Кочетков. — Учитель Петра Франц Тиммерман на вопрос юного царя объяснил, что это английский бот.

О происхождении ботика спорят до сих пор. Но с XX века преобладающая версия заключается в том, что бот привезли из Англии. Но кто и зачем? Ответов на эти вопросы нет. А что если он был построен на Оке? В Измайлове находился крупнейший кормовой дворец, куда из Дединова и других дворцовых сел свозились запасы для царского двора: зерно, соль, лен. Можно предположить, что туда же дединовцы отвозили и продукцию государственной верфи.

Кстати, ремонтировал потом ботик для Петра голландец Карстен Брандт, член команды “Орла”! Останься он в 1669 году в Дединове, он бы уж точно знал, строили ботик на Оке или нет. А так хитросплетения истории придется распутывать исследователям. Кстати, неплохое занятие и для сотрудников будущего музея.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру