На плацу грызу мацу

Иудеям объяснят, как не грешить в Российской армии

23 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 216

Новое правило, запрещающее дружеские объятия, похлопывания по плечу и рукопожатия, длящиеся дольше трех секунд, ввели в армии для военнослужащих-евреев. Правда, не в нашей, а в израильской. У нас время объятий не регламентировано. Военнослужащие могут похлопывать друг друга сколь угодно долго, даже если по национальности они евреи. Но вскоре и для них будут свои правила. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) в ближайшее время выпустит специальное справочное пособие для военнослужащих еврейской национальности.

— Многие евреи знакомятся со своей культурой и традициями по антисемитским анекдотам, при этом им, к примеру, не известно, что такое Тора. Мы не исключаем, что и в армии есть интересующиеся этими вещами люди, — пояснил причины создания справочника Арон Гуревич, руководитель отдела ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными силами и МЧС.

Там можно будет найти ответы на самые житейские вопросы: как принимать воинскую присягу, если для этого необходимо получить разрешение раввина? Как должен питаться в армии правоверный еврей, если ему нельзя смешивать в одной трапезе мясное и молочное? Для каждого случая в справочнике будет дан конкретный совет (пока они только готовятся специалистами).

Например, можно проситься у командира в увольнение именно в субботу — святой день, когда не положено работать, но непременно нужно сходить в синагогу. Компромисс по правилам питания ФЕОР планирует найти следу ющим образом. Не исключено, что солдатам-евреям будут передавать кошерную пищу длительного хранения. Конечно, невозможно обеспечить военнослужащего пайком на всю неделю, и ему все-таки придется питаться в общей столовой. Но даже небольшое количество правильной пищи (например, пачка мацы) в недельном рационе станет элементом соблюдения религии.

Что касается ношения бороды и пейсов, то с этим, вероятно, будет еще проще. Дело в том, что по еврейским законам допускается длина бакенбардов в несколько миллиметров, то есть солдату не обязательно отращивать длинные пейсы. Бороду тоже достаточно носить чисто символическую.

А что думают о “пособии” представители других конфессий?

Православные. В синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московской патриархии порадовались появлению у военнослужащих-евреев такого справочного пособия.

— Хотя сразу сложно сказать что-то определенное, надо бы его почитать, — сказал отец Дмитрий Смирнов. — У православных воинов есть религиозная литература. Но это в основном молитвенники для солдат, требники для освящения знамен, оружия.

Мусульмане. В Совете муфтиев России “пока не нашли необходимым следовать примеру ФЕОРа”. Хотя в Совет обращались представители Минобороны с просьбой помочь в просвещении офицерского состава.

— Минобороны посчитало необходимым в связи с тем, что в рядах российских войск служит большое количество мусульман, ближе и глубже ознакомить командный состав с основами ислама, — сказал председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин.

В результате была создана памятка, в которой кратко и ясно излагались основы учения пророка Мухаммада.


А КАК У НИХ?

Несколько лет назад в Израиле был принят закон, обязывающий армию обеспечить религиозные потребности солдат, которые не являются иудеями. Воинскую службу в ЦАХАЛе проходят и мусульмане-бедуины, друзы, имеющие собственных священнослужителей — кадиев, и христиане — армяне, русские, украинцы. По закону всем предоставляется возможность соблюдать свои религиозные обряды. Для иудеев, которых в армии большинство, готовят кошерную пищу.

В то же время ни у одного еврейского солдата или офицера не возникает вопрос, что можно или нельзя делать в священный для каждого религиозного иудея день шаббат. Ответ на этот вопрос был известен еще до призыва в армию: солдат обязан безукоснительно делать все, что прикажет командир. Противоречия между воинским долгом и религиозными заповедями в иудаизме решаются очень просто. В Танахе есть такое понятие “пикуах нефеш”, когда в случае чрезвычайных обстоятельств соблюдение почти всех религиозных заповедей становится необязательным. Прежде всего это правило относится к службе в армии. Распространяется оно и на иудеев, служащих в армиях других стран.




Партнеры