Дешевая водка — полная дурь

Владимир Нужный: “Кто хочет умереть — пусть пьет. Смерть — дело добровольное”

Вал отравлений суррогатом алкоголя, судя по сводкам МЧС и сообщениям СМИ, продолжает катиться по стране. Однако Владимир НУЖНЫЙ, доктор медицинских наук, директор Российского НИИ здоровья, руководитель лаборатории токсикологии Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития, согласившийся ответить на вопросы “МК”, не видит в этом ничего необычного.


— Владимир Павлович, что происходит?

— Ничего выходящего за рамки. 90% всех смертельных отравлений вызваны банальной передозировкой. Кстати, многие специалисты — социологи, демографы, токсикологи — склонны рассматривать эту шумиху как информационный повод к переделу рынка. В 2005 году, впервые за восьмилетний период, наметилась отчетливая тенденция к снижению количества смертельных отравлений. И, кстати, за истекший период этого года эта тенденция набирает обороты. Еще один очень интересный феномен: число отравлений в мегаполисах — очень низкое.

— Но у этого должна быть причина…

— Постановление о перелицензировании магазинов сделало свое дело. В Москве закрылись все палатки, торгующие непонятно чем, и число отравлений снизилось в три раза — сейчас это меньше 20 случаев на 100 тысяч населения. Но есть территории, где этот показатель безумно высок. А вот для регионов, сел, деревень — как раз наоборот. Их магазины просто не смогли выдержать всех требований по перелицензированию и позакрывались. Получилось, что селянину для покупки легальной водки нужно 30—40 км ехать до районного центра. Образовался своего рода вакуум, а если быть честными — ниша на рынке, которая была моментально заполнена полукриминальными элементами. Потому как биологическую потребность в алкоголе никуда не денешь! Сейчас идет мощный рост самогоноварения. И, хочется сказать, слава богу: может, перестанут технические жидкости пить.

— А как вам инициативы выпускать дешевую водку для народа?

— На мой взгляд, это полная дурь. По той простой причине, что главным фактором отравлений — и это проверено годами не только на нашей стране — является не абсолютное потребление алкоголя на душу населения, а как раз употребление его в крепком виде. То есть там, где доминирующим является крепкий градус, — высочайшая смертность. В России и Франции подушевое вливание спиртного одинаковое, а разница в наркологической ситуации — огромная. И не в нашу пользу.

— И что же, мы одни такие?

— Еще лет восемь назад в Польше и Финляндии была приблизительно такая же ситуация с отравлениями. Но им удалось изменить структуру потребляемого алкоголя. И смертность у них пошла на убыль. В общем, если водка станет более доступной, чем сейчас, то к процессу алкоголизации подключатся не только те слои населения, кто сейчас умирают, но и вполне здравомыслящие.

— И что же делать?

— Во-первых, активизироваться милиции. Неужели не видно, что стеклоочистители продают тоннами и разливают по бутылкам? Во-вторых, в срочном порядке пересмотреть вопрос денатурации спирта. То есть добавлять хоть нефть, но сделать так, чтобы эти жидкости невозможно было проглотить. Плюс надо обязать производителей химии писать на этикетке одну простую фразу: “Употребление смертельно опасно для жизни!”. Тогда уж кто хочет умереть, пусть пьет — дело это добровольное… И как нарколог могу сказать точно: нельзя, чтобы водка была доступна всем и каждому. Ни в одной стране мира вам денег на три бутылки пива не хватит, чтобы купить бутылку водки. Для сравнения: в Европе — от семи до девяти бутылок пива. И нигде в мире вино не стоит дороже крепкого алкоголя. У нас же бутылка вина дороже водки. Надо плавно и планомерно увеличивать акциз на водку и, напротив, давать преференции виноделам.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру