Красавицы и чудовища

Ирина Антонова: “Сегодня мы видим маски на лицах ОМОНа”

28 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 878

В центре Москвы предлагают окунуться в атмосферу красочного карнавала, итальянской комедии и даже... погребальной церемонии. По крайней мере, понаблюдать за этими процессами можно через самый главный атрибут сих действий — маску. В ГМИИ им. А.С.Пушкина стартовала грандиозная выставка масок из разных стран и эпох.


Вот на меня таращится самое настоящее чудовище: длиннющие, заостренные рога, почти выкатившиеся из орбит глаза и угрожающие клыки. Рядом — ничуть не привлекательнее да еще с добавлением соломы да перьев. Такое “произведение искусства” носили в Африке, во втором веке до нашей эры. Уникальные экспонаты, чудом дошедшие до нашего времени.... В одном зале еще и маски Египта, Полинезии, чуть дальше Китай, Индия. Одни — обесцвеченные временем, весьма аскетичные. А другие — громадные и уж очень яркие. Почти все сделаны из дерева, краска чуть потускневшая. Цвета — красный, зеленый и черный.

— Выставка разделена на две части. Первая: маски как сакральный предмет, способный умилостивить духов, обеспечить бессмертие и обмануть врага, — рассказывает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. — Это, безусловно, совершенно уникальные экспонаты. Они разделены по эпохам и странам.

Кстати, оформлением выставки занимался прославленный художник Борис Мессерер: “Надо признать, что подобная выставка проводится впервые. Подобного опыта работы с одним предметом в историческом срезе до этого не было”. Экспозиция “Маски: от мифа к карнавалу” предваряет декабрьские вечера, которые ГМИИ устраивает вот уже в 26-й раз. Больше года велись переговоры с ведущими музеями России и Италии, чтобы заполучить маски на выставку. Кстати, в самый последний момент Национальный археологический музей Неаполя отказался выдать некоторые предметы.

— Вторая часть выставки — изображение маски в живописи, — продолжает Ирина Александровна. — На одной стене — в русской живописи, на другой — в итальянской.

Вот рисунки Александра Бенуа, эскизы к драме “Маскарад” Головина. А еще маленькая статуэтка, сделанная в 1910-м на императорском фарфоровом заводе: дама в красочном костюме с черной маской.

— В процессе подготовки выставки мне пришлось съездить в короткую командировку в Венецию, — рассказывает Борис Мессерер. — Я прошелся по всем музеям города.

И вот результат: яркие, красочные костюмы карнавала. Желтый шелк, черный бархат и замша, камешки, бусинки... А маски либо аскетично белые, либо блестящие, усыпанные, как и костюмы, камнями. Оказывается, в этих костюмах актеры Италии играли в комедиях дель арте...

— Сегодня в нашей жизни мы часто видим маски, — говорит Ирина Антонова. — Например, на лицах омоновцев....






Партнеры