Оптимизм для трагедии

Быстро и с толком потратить миллион директор может только в казино

29 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 135

Когда-то в нашей стране была очень популярна советская пьеса “Оптимистическая трагедия”, смысл которой сводился примерно к следующему: наши жертвы не напрасны, в будущем все будет хорошо. Сегодня она наглядно характеризует отношение к системе образования — вроде и деньги выделяются, и государственные чиновники заботу проявляют, но порой так это делается неловко, что даже стыдно. “Жертвы” в школах есть — одна надежда на светлое будущее.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко по поводу реализации нацпроекта “Образование” весь пропитан оптимизмом. Действительно, три тысячи школ получили по 1 миллион рублей, а 10 тысяч учителей — по 100 тысяч рублей. Но школы-победители оказались в нелегкой ситуации, так как просто свой миллион потратить не могут, имеется ряд ограничений — на что можно, а на что нельзя. К тому же его надо успеть потратить до конца календарного года. И не факт, что все школы успеют это сделать. На покупки свыше 250 тысяч рублей необходимо провести еще и тендеры.

Как остроумно заметил безымянный автор в Интернете, быстро и с толком потратить деньги директор может только в казино. Наши же директора, несмотря на все ограничения, используют президентский грант достаточно продуктивно: закуплено лабораторное оборудование, произведена модернизация технической базы, оплачены курсы повышения квалификации учителей. Все хорошо, увеличиваются на директорских столах фолианты всевозможной отчетности, но зато весь миллион, до последней копейки, школы смогут истратить.

А вот учителям повезло меньше. Выяснилось, что они получили “на руки” не 100 тысяч рублей, а меньшую сумму — с президентского гранта удержан подоходный налог. Поначалу даже показалось, что это элементарная дезинформация, чтобы дискредитировать саму идею нацпроекта. Позвонили в бухгалтерию управления образования, выяснилось: еще как может.

Понятно, что педагоги были рады и меньшей сумме, но все-таки Президент России говорил о 100 тысячах. Можно предположить, что он и сегодня пребывает в уверенности, что учителя получили именно ту сумму, которую озвучил, и ни копейкой меньше.

Этот 13%-ный подоходный налог, как лакмусовая бумажка, отражает истинное отношение чиновника к учителю — за глобальностью и масштабностью мероприятий в упор не видеть конкретного человека. Главное — вовремя отчитаться.

Эта ситуация вновь возвращает нас к проблеме гражданской позиции руководителя, его ответственности. Отвечать не за количество проведенных мероприятий, а за дело. Если вдуматься, на всю страну только в Воронежской области нашлись совестливые руководители, которые исполнили обещание президента о ста учительских тысячах и сами выплатили подоходный налог.

Но, по мнению российского Министерства образования, главные результаты нацпроекта — это не денежные выплаты, а “старт системных преобразований в образовании”. Вот такая оптимистическая трагедия.




Партнеры