Вичная проблема – не вечная

В Москве найдено “лекарство” от СПИДа?

“Найдено лекарство от СПИДа! ВИЧ — больше не угроза ХХI века!” Подобным утверждениям, увы, давно никто не верит. Поскольку они не подтверждались ровно столько раз, сколько звучали. Но так ли все безнадежно?

Российский профессор, сотрудник Института иммунологии Александр Черноусов уверен: он нашел средство от СПИДа, способное “выгнать” вирус из крови. Ученый подтверждает свое открытие фактом: его пациент — 34-летний Яков — 7 лет назад был на грани гибели. А сейчас он успешный бизнесмен и здоровый человек. Даже простудой болеет гораздо реже, чем обычные люди. О том, в чем суть нового метода лечения, Черноусов рассказал “МК”.


— Сейчас для лечения ВИЧ-инфицированных используют комбинацию противовирусных препаратов. Такая терапия подавляет размножение вируса, и пациент чувствует себя относительно благополучно, но — до определенного момента. Всегда идет размножение вируса, всегда появляются штаммы, устойчивые к данному лечению.

Чем отличается новый метод? Схема лечения — антиретровирусная терапия (т.е. лечение самыми эффективными современными препаратами) плюс активация естественных механизмов клетки при помощи интерферона-гамма.

— Почему интерферон, а не какие-то другие препараты?

— Во-первых, интерфероны обусловливают врожденную устойчивость к вирусам. Во-вторых, они активизируют врожденный иммунитет. В-третьих, интерферон-гамма является естественным защитным механизмом против микобактериальной и туберкулезной инфекции. Это очень важно, потому что во всем мире наблюдается распространение туберкулеза, и способствует этому эпидемия ВИЧ. Связь этих заболеваний уже доказана.

— Как получилось, что пациент Яков попал к вам?

— У меня в то время были пациенты с различными формами рака желудка, легких, которые получили лечение интерфероном и были в ремиссии. И Якова направили ко мне. Я, кстати, его лечащему врачу отправил письмо о том, что предполагаю использовать интерферон. Через несколько недель получил ответ: “Использование интерферона считаю нецелесообразным”. Но к тому времени больной уже почти вылечился.

— В каком состоянии он был при госпитализации?

— В 27 лет у Якова наблюдалась развернутая картина СПИДа, более того — терминальная стадия. Ему проводили полноценную антиретровирусную терапию, но при этом наблюдались катастрофические изменения показателей иммунной системы и крови. Он неминуемо должен был быстро погибнуть — хоть от простуды, хоть от прыща. Мы начали проводить интерферон-терапию, совмещая ее с антиретровирусной. И через 2 месяца у пациента уже не наблюдалось никаких клинических проявлений недостаточности иммунитета. А через полгода было полностью подавлено размножение вируса в крови. Сейчас о его заболевании свидетельствует только высокий уровень антител к поверхностным компонентам ВИЧ и вирусная ДНК в клетках периферической крови. Три года назад у Якова было 2,5 тысячи копий вирусных ДНК, год назад — 500 копий, потом — 300, сейчас — не больше сотни.

— То есть если вирус попал, его ничем не вытравишь — по крайней мере, на генном уровне он останется?

— Да. Сделать с этим пока ничего не удается. Но есть механизм, высвобождающий вирус из покоящейся клетки. Может, в конечном итоге при такой терапии организм освободится от вируса.

— А может, Яков выздоровел не благодаря интерферон-терапии, а из-за особенностей своего организма?

— Мы проверяли: его выздоровление не связано с генетическими особенностями организма или особенностями вируса, а зависит только от сочетания той и другой терапии. Есть и другие пациенты, которые резко пошли на поправку.

— Неужели лекарство от СПИДа найдено?

— Такой способ лечения фактически приводит к выздоровлению человека. Нет вируса в крови, нет клинических показателей. И если это продолжается в течение долгого времени, а лучше — в течение всей жизни, то считайте, что да. Но радоваться рано — это состояние хрупкое. Если отменить терапию интерфероном хотя бы на две недели, начинается размножение вируса, даже при использовании высокоактивных антивирусных препаратов. Я считаю, что эти клинические данные в сочетании с данными литературы являются основанием для проведения полномасштабного исследования этого метода лечения, его широкого применения в клинической практике.

— Во сколько обходится такое лечение?

— Эта терапия очень дорогая — 13 тысяч долларов в год (лечение одного больного в течение года традиционными препаратами стоит $3000—8000. — Авт.). Интерферон-гамма производят не в промышленных масштабах, а штучно, в лабораториях, причем технология его получения чрезвычайно сложна. Если наладить технологию, провести клинические испытания и создать производство для получения больших объемов, стоимость интерферона-гамма снизится в разы. И он станет доступным.

— Может, заняться исследованиями в рамках нацпроекта “Здоровье”?

— Вашими бы устами... Кстати, сейчас в рамках нацпроекта ВИЧ-инфицированных начали обеспечивать лекарствами. И это уже большое дело.

— Свое открытие вы недавно представили на Европейском конгрессе иммунологов в Париже. Как к этому отнеслись коллеги?

— Отнеслись не как к открытию, потому что методика лежала на поверхности. Некоторые обрадовались, хотя у них возникла масса вопросов. А некоторые, по-моему, просто не поняли, что произошло.

— Если эта методика лежала на поверхности, почему она не получила распространения?

— Знаете, что является основным критерием благоприятного течения заболевания? Приостановление развития популяции т.н. клеток CD4 (антигеном человека). А в нашем случае именно эти клетки нужны для успешного лечения — они подавляются интерфероном, т.е. являются резервуаром для замещения вируса интерфероном.

— Получается, вы лечите методом от противного?

— Именно так.

— Не могу не задать вам еще один вопрос: правда ли, что есть люди, невосприимчивые к ВИЧ?

— Есть. Это связано с их генетическими особенностями. Проникновение вируса в клетку зависит от разных молекул. Если есть генетические мутации этих молекул, то вирус в клетку не попадает. Увы, таких людей очень мало. И они не то что невосприимчивые (“поймать” вирус может каждый) — у них благоприятное течение ВИЧ-инфекции. Она выявляется в анализе, но протекает легко, не развивается катастрофически. Такие исследования тоже проводятся в нашем институте.

СПИД И ПОЗОР
Россия вышла на 1-е место по распространению ВИЧ-инфекции

Сегодня — Всемирный день борьбы со СПИДом, который отмечается с 1988 года. Эксперты Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД в преддверии “праздника” опубликовали шокирующий доклад. России в нем отведено “почетное” место: наша страна стала лидером по приросту ВИЧ-инфицированных. Это национальная катастрофа, причем не состоявшаяся, а развивающаяся день ото дня, что еще страшнее.


Факты ужасают: в России и на Украине проживает 90% всех официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в Восточной Европе и Центральной Азии! По оценкам ооновских специалистов, ВИЧ уже реально угрожает безопасности нашей страны. За прошедшие 20 лет количество инфицированных в России выросло в сотни раз, в то время как в США и Великобритании, наоборот, стабилизировалось. Причем эпидемия вышла за пределы “групп риска” (гомосексуалистов и наркоманов). Быстро увеличивается количество зараженных женщин. По экспертным оценкам, в 2007 году в России может появиться 15 тысяч новорожденных с ВИЧ.

Что касается мировой статистики, то общее количество ВИЧ-инфицированных уже зашкалило за 40 миллионов. Больше 20 млн. человек уже умерло. И усилия, принимаемые мировым сообществом, большого эффекта не дают. Печально и то, что активно рекламируемые презервативы от ВИЧ не ограждают, а лишь снижают вероятность проникновения вируса в организм.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру